БТС-2 осушит украинские порты
«Транснефть» нашла необходимые объемы нефти для наполнения трубопровода БТС-2. Как стало известно РБК daily, госкомпания намерена сделать ставку на нефть, которая сегодня идет на экспорт через украинские порты, на часть экспортных потоков «Сургутнефтегаза» и увеличение транзита топлива из Казахстана. По данным источника, близкого к Минэнерго, 18 апреля госкомпания направила в ведомство предложения, которые к концу апреля согласовали другие профильные ведомства. По словам чиновника, накануне принятия решения о конечной точке трубы в Усть-Луге эти цифры озвучивались в презентациях для премьер-министра страны Владимира Путина.
Нефтепровод БТС-2 протяженностью 1016 км и мощностью 50 млн т нефти в год пройдет от Унечи до Усть-Луги с ответвлением на НПЗ «Сургутнефтегаз» в Киришах. Предварительная стоимость его строительства по расчетам «Транснефти» составит 78,14 млрд руб. Трубопровод снизит зависимость российских нефтяных компаний от стран-транзитеров. Владимир Путин отметил в среду, что для загрузки БТС-2 потребуется 30 млн т сырой нефти и 18-20 млн т нефтепродуктов. Кроме того, Владимир Путин дал понять, что стать акционерами БТС-2 и участвовать в заполнении трубы смогут и иностранные партнеры России.
По данным источника РБК daily, близкого к экс-Минпромэнерго, «Транснефть» предложила взять 50 млн т нефти для заполнения БТС-2, не прибегая к радикальному «осушению» трубопровода «Дружба». Согласно предложению компании, 19 млн т нефти планируется отправить в БТС-2 за счет прекращения поставок в украинские порты «Южный» и Одесса. Еще 12 млн т нефти зарезервируют из ресурсов «Сургутнефтегаза» за счет снятия этих объемов с существующих экспортных направлений. Путем увеличения экспорта нефти из Казахстана в трубу из Унечи до Усть-Луги ожидают получить еще 10 млн т нефти в год. Прекращение поставок в польский порт Гданьск освободится еще 7 млн т нефти для новой трубы. И оставшиеся 2 млн т сырья заберут из объемов железнодорожных поставок от нефтеперекачивающей станции Унеча в направлении Белоруссии.
Пресс-секретарь «Сургутнефтегаза» Раиса Ходченко затруднилась прокомментировать эти цифры, сославшись на то, что направления экспорта определяет не компания, а ее трейдеры. Между тем по плану строительства БТС-2 предполагается строительство двух ниток трубы от трубопровода БТС в Новгородской области. Вторая из них мощностью 12 млн т, по словам вице-губернатора Ленобласти Григория Дваса, протянется к Киришскому НПЗ для его расширения до 27 млн т в год. Если эти планы осуществятся, логично будет, что объемы экспорта «Сургутнефтегаза» переориентируют на эту ветку.
В пресс-службе Минэнерго и Минпромторга от комментариев отказались. Вице-президент «Транснефти» Михаил Барков пояснил РБК daily, что эти цифры пока носят предварительный характер и возможна их корректировка. Он дал понять, что общий вектор сокращения поставок в украинские порты и участия Казахстана в наполнении БТС-2 предполагается сохранить.
Александр Ершов, аналитик Reuters, полагает, что украинцы могут возмутиться тем, что их порты лишат российской нефти, но со временем ситуация стабилизируется, поскольку Украина уже сегодня закупает иракскую нефть и договаривается о приобретении сырья из Казахстана. Он также говорит, что многие европейские НПЗ, которые сегодня закупают нефть по «Дружбе», смогут получать сырье и морем. Аналитик отмечает, что нефтяные компании, используя новый трубопровод, смогут сэкономить на прокачке по трубе, но заплатят больше за фрахт танкеров. Эксперт дал понять, что самая большая опасность такой диверсификации экспорта состоит в возможности удешевления стоимости нефти сорта Urals из-за увеличения объема поставок топлива в направлении северо-запада Европы. Так, по его расчетам, скидка стоимости Urals от корзины сортов североморской нефти БФО сейчас составляет до 4,5 долл. за баррель, а после введения в строй БТС-2 может вырасти в 1,5-2 раза.
Михаил Крутихин, партнер консалтинговой компании RusEnergy, отмечает, что доставить нефть для БТС-2 до Унечи окажется непросто, учитывая, что мощностей труб для всех желающих поставлять в этом направлении, не хватает уже сегодня.
Нефтепродукты на eOil.ru