Борьба с монополизмом «Газпрома»

Дебаты о конфигурации российской электроэнергетики, похоже, будут основными новостями отрасли в нынешнем году. Начало им положило пятничное заседание совета директоров РАО «ЕЭС России». Глава монополии Анатолий Чубайс в своем комментарии инвесторам заявил, что менеджмент РАО теперь придерживается следующей тактики продажи долей в крупных генерирующих компаниях (ОГК и ТГК): параллельно с размещением допэмиссии их акций на биржах энергохолдинг предлагает продавать часть оставшегося у него пакета бумаг в этих ОГК и ТГК.

Как пояснил г-н Чубайс, он теперь хочет сам продавать госдоли в генерирующих компаниях. И, кстати, добавил, кому в принципе, по его мнению, должны достаться генерирующие активы: «Главное наше требование к компаниям, которых мы хотели бы видеть акционерами ТГК и ОГК, состоит в том, что эти компании должны быть стратегическими. Никаких иных ограничений и требований у нас нет и не будет. Иными словами, мы рассчитываем на появление крупных компаний, которые профессионально занимаются энергетикой. Обращаю ваше внимание: и российских, и зарубежных. Рассчитываем, что эту логику поддержат правительство и регулирующие органы». При этом г-н Чубайс указал, кого именно он хотел бы видеть стратегическими инвесторами (точнее, с кем он уже ведет переговоры): это итальянская Enel, немецкая E.ON, американская AES и финская Fortum.

«Ошибка. Точка»

В этом перечне нет ни «Газпрома», ни его совместного предприятия с Сибирской угольной энергокомпанией (СУЭК), которое, как было объявлено на прошлой неделе, будет создано в первом полугодии. Впрочем, нет в нем вообще ни одной российской компании. А после этой сделки и так непростые отношения главы РАО с «Газпромом» станут еще более сложными, ведь на рынке топлива для электростанций монополия только усилится. Г-н Чубайс по этому поводу заявил: «Я могу высказать только предварительное отношение. Если быть совсем кратким, то мое отношение к этой сделке выражается следующей формулой: эта сделка — большой успех акционеров СУЭК и большая ошибка государства, к сожалению, не первая. Точка».

Судя по всему, теперь менеджмент РАО постарается сделать все от него зависящее, чтобы монополия поставщиков топлива не доросла до монополии в энергогенерации. Полностью исключить СП «Газпрома» и СУЭК из претендентов на акции ТГК и ОГК, конечно, невозможно. Но РАО попытается сделать так, чтобы конкурентами этого топливного СП стали крупнейшие мировые энергоконцерны — те, например, которые г-н Чубайс уже перечислил. Уверенности ему придают итоги прошедшего в конце минувшего года IPO ОГК-5: неблокирующий пакет акций компании был «распылен» между инвесторами, и в результате никто не смог аккумулировать более 1,3% бумаг. В этом году, как решили в пятницу директора РАО, будет продан блокирующий пакет ОГК-5, принадлежащий сейчас энергохолдингу. Как заявил г-н Чубайс, это будет первая в истории реформирования отрасли крупная прямая продажа стратегическому инвестору.

Государство — это мы

Нельзя исключать, что и по этой причине менеджмент РАО теперь предлагает совету директоров передать энергохолдингу право продавать генерирующие активы, которые будут принадлежать государству после реорганизации. До сих пор в РАО предлагали передать эту функцию Федеральной сетевой компании, для чего госпакеты в ОГК и ТГК передать в ее собственность (и таким образом увеличить госпакет в ФСК до 75% плюс одна акция, как записано в законе «Об электроэнергетике»), а деньги от продаж направлять на ее инвестпрограмму. Однако такая схема насторожила инвесторов и чиновников. Кроме того, государству необходимо увеличить свою долю до 75% плюс одна акция и в Системном операторе — Центральном диспетчерском управлении, а схема с ФСК эту задачу не решает. Вопрос о том, как будет проходить реорганизация РАО, директора компании в пятницу лишь приняли к сведению, говорится в пресс-релизе энергохолдинга, и поручили правлению подготовить к следующему заседанию 2 марта окончательный вариант схемы, «предусматривающей в том числе вложение средств от продажи акций тепловых генкомпаний в ФСК, Системный оператор и «ГидроОГК».

Между тем в решении совета директоров говорится о том, что, возможно, РАО будет предоставлено право продать часть принадлежащих ему акций ОГК-4, ТГК-1 и ТГК-9. В пресс-службе РАО заявили «Времени новостей», что этих слов в проекте решения не было, они содержались в директиве представителям государства в совете директоров, которую прямо на заседание привез замглавы МЭРТ Кирилл Андросов. Г-н Чубайс пояснил инвесторам, что подразумевается продажа акций, которые после реорганизации РАО должны достаться государству. Но эта продажа должна пройти до реорганизации. Как это осуществить технически, он уточнять отказался, указав, что «каждое слово может вызвать неправильное беспокойство». Но признал, что такую схему в РАО уже разработали. Иными словами, он сознался, что это инициатива не МЭРТ, а команды менеджеров энергохолдинга.

Отвечая же на вопрос о том, как будут расходоваться вырученные средства, г-н Чубайс заявил: «Если это состоится, это означает, что доход от принадлежащих РАО «ЕЭС» акций, естественно, получит РАО «ЕЭС». При этом направления расходования этого дохода в общем уже достаточно очевидны. Кстати говоря, они фиксировались при обсуждении продажи 25-процентного пакета ОГК-5. Направления эти включают в себя средства, которые мы будем перечислять на инвестиционную программу ФСК, это первое. Второе — средства, которые мы будем перечислять на инвестиционную программу «ГидроОГК». Напоминаю, что и ФСК, и «ГидроОГК» являются нашими 100-процентными «дочками», обеспечивая транспарентность этих сделок. Третье — это средства, направляемые в резерв самого РАО «ЕЭС» на цели снижения налоговых или иных рисков при осуществлении реорганизации компании. Четвертое — возможно, иные цели». При этом он указал, что механизм расходования вырученных средств обязательно будет утверждаться советом директоров РАО.

Источники на рынке полагают, что государство может не поддержать эту инициативу РАО, хотя Минэкономразвития с нею согласилось. Ведь, по сути, Анатолий Чубайс предлагает нечто похожее на взаимозачет: с одной стороны, государство должно финансировать инвестпрограммы ФСК, «ГидроОГК» и Системного оператора, а с другой — получится, что РАО должно государству средства от продажи ОГК и ТГК. Однако, напоминает один из экспертов, сам г-н Чубайс в годы работы в правительстве считал своим долгом положить конец подобным зачетным схемам и когда перешел в РАО, то первым делом занялся искоренением неденежных форм расчетов (и, кстати, добился своего). Каковы стимулы к возврату такой практики, непонятно. К тому же у государства есть Российский фонд федерального имущества, который занимается организацией аукционов и конкурсов, и он еще не жаловался на чрезмерную загруженность.

Палки в турбины

Совет директоров РАО рассмотрел в пятницу и вопрос о будущем «Интер РАО «ЕЭС», экспортно-импортного оператора, который принадлежит энергохолдингу (60%) и «Росэнергоатому» (40%). Как известно, судьба этой компании в период после реорганизации РАО обсуждается уже несколько лет, но до сих пор не найдено ни одного компромиссного варианта. Дело в том, что «Интер РАО «ЕЭС» владеет энергоактивами в странах СНГ, а потому вопрос продажи этой компании является политическим. Анатолий Чубайс всегда выступал за то, чтобы продать эту компанию либо на аукционе, либо путем проведения допэмиссии акций и последующего IPO. На «Интер РАО «ЕЭС» претендовал (и претендует, как считается, до сих пор) «Газпром», так как обе структуры не имеют скоординированной стратегии работы на внешних рынках. Платить же высокую цену за эту компанию газовый концерн явно не намерен. Судя по всему, именно по этой причине обсуждение будущего «Интер РАО «ЕЭС» затянулось.

В пятницу в целом было одобрено решение включить в состав этой компании ряд электростанций, которые не вошли ни в одну из ТГК и ОГК: это Северо-Западная ТЭЦ, Калининградская ТЭЦ-2, Сочинская ТЭЦ, Ивановские ПГУ и Сангтудинская ГЭС-1. Все эти станции являются самыми современными и работают на газе (кроме, разумеется, Сангтудинской ГЭС-1). Помимо того, было отменено решение совета о продаже блокпакета акций Северо-Западной ТЭЦ, принадлежащего «Интер РАО «ЕЭС». «Газпром» уже давно присматривается к этой электростанции, так как она мешает ему в работе на рынке Финляндии (финны предпочитают покупать относительно дешевую электроэнергию, а не дорогой российский газ). Судя по всему, из-за этого построенный в ноябре прошлого года второй энергоблок электростанции до сих пор простаивает — «Газпром» не желает поставлять газ, что является фактором, резко снижающим цену актива. Насколько газовый концерн нуждается в остальных электростанциях, которые решили включить в «Интер РАО «ЕЭС», сказать сложно. На данном этапе, предполагают эксперты, скорее, вообще не нуждается. Поэтому предложение внести эти станции в «Интер РАО «ЕЭС», которое, как говорят в энергохолдинге, выдвинул глава МЭРТ Герман Греф (противник экспансии «Газпрома» в электроэнергетику), явно затруднит намерение газового концерна приобрести Северо-Западную ТЭЦ.

Кстати, Анатолий Чубайс в пятницу был не в восторге от решения совета директоров: «Обсуждались десятки разных вариантов, — заявил он. — Принятое решение, возможно, не по лучшему варианту, но наконец-то есть решение, что само по себе позитивно». Возможно, он разочарован, поскольку не принято его предложение (так как число противников перевешивало). Но в то же время рад хотя бы небольшому усилению позиции в непростом диалоге с «Газпромом». По материалам «Времени новостей».

Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
США ввели санкции против «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти»
США объявили о самых существенных санкциях против энергетики России
США ввели санкции против «Газпром нефти» и «Сургутнефтегаза» (Видео)
США ввели масштабные санкции против российских нефтегазовых компаний и их топ-менеджеров.