Битва за Кременчугский НПЗ

Нешуточные страсти кипят вокруг ЗАО «Укртатнафта» (УТН), управляющего крупнейшим на Украине Кременчугским НПЗ. Разногласия акционеров предприятия — «Нафтогаза Украины» и «Татнефти» — привели к вмешательству украинских властей, которые теперь намерены передать долю «Нафтогаза» в УТН Фонду государственного имущества (ФГИ) Украины.

На прошлой неделе правительство Татарии направило правительству Украины письмо с предупреждением о том, что «Нафтогаз Украины» может незаконно захватить контроль над УТН. Татарских акционеров насторожил тот факт, что «Нафтогаз Украины» разослал акционерам УТН несколько объявлений о предстоящих собраниях, назначенных на разные даты (26 мая и 22 июня), но имеющих одинаковую повестку дня: изменение устава компании и переизбрание органов управления, сообщает РБК-daily.

При этом собрания запланированы в помещении «Нафтогаза Украины», что противоречит законодательству. Между тем еще в марте правление УТН официально назначило общее собрание акционеров на 23 мая с той же повесткой дня. Правитель­ство Татарии и руководство «Татнеф­ти» опасаются, что «Нафтогаз Украи­ны» собирается не допустить часть акционеров на собрания в своем офисе и принять невыгодные для них решения вплоть до рейдерского зах­вата УТН.

Следует отметить, что УТН имеет спорную корпоративную структуру. Формально наибольший пакет акций УТН находится у «Нафтогаза Украины» (43%). Правительству Татарии принадлежит 28,9%, «Татнефти» — 8,6%. Еще 1,2% владеет ООО «Корсан», аффилированное с украинской компанией «Приват». Остальные акции распределены между офшорными компаниями SeaGroup International PLC (10%) и AmRuz Trading AG (8,3%). Однако на деле большинством акций распоряжается «Татнефть», не только получившая в доверительное управление акции правительства Татарии, но и установившая контроль над офшорными компаниями. Украинские акцио­неры неоднократно пытались ос­порить права «Татнефти» на акции последних, однако Верховный суд Украины отклонял их претензии.

Как сообщила в пятницу газета «Украинские новини», в ответ на обращение Татарии правительство Украины поставило вопрос о передаче доли «Нафтогаза» в «Укртатнафте» ФГИ Украины. Эксперты напоминают, что до осени 2004 года эти акции уже находились в управлении ФГИ. Однако, по мнению исполнительного директора украинской консалтинговой компании UPECO Сергея Куюна, ФГИ как госструктура не сможет качественно управлять Кременчугским НПЗ, по­этому в случае передачи акций она станет лишь номинальным их дер­жате­лем. А научный сотрудник киев­ского Института экономических исследований и политических консультаций Олег Крикавский говорит, что идея отдать акции «Укртатнафты» ФГИ «выглядит необычно», поскольку в настоя­щее время ФГИ, наоборот, стремится передать часть госимущества в руки специалистов. Сергей Куюн добавляет, что «Нафтогаз Украины» в отличие от ФГИ обладает не только ресурсами нефти для загрузки Кременчугского НПЗ, но и финансовыми средствами для необходимой модернизации предприятия. И хотя с 2004 года «Наф­тогаз Украины» еще не смог продемонстрировать высокоэффективное управление УТН, это объясняется не слабостью «Нафтогаза», а политиче­ской нестабильностью на Украине, уверен г-н Куюн.

Олег Крикавский подчеркивает, что Кременчугский НПЗ имеет важное стратегическое значение для Украины как один из источников создания стратегического запаса нефти и неф­те­продуктов. Между тем в мощностях «Укртатнафты» заинтересована и неф­тяная отрасль России, поскольку Кременчугский НПЗ позволяет перерабатывать высокосернистую приволжскую нефть.

Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Нефть. Цены по сортам на 13 января 2025
Перекачка нефти по системе Каспийского трубопроводного консорциума по итогам 2024 года планируется в объеме 64,4 млн тонн.
Сербия готова выкупить российскую долю в нефтеперерабатывающей компании NIS
Сербия может заплатить ПАО «Газпром нефть» и ПАО «Газпром» за выход из единственного нефтеперерабатывающего предприятия балканской страны, чтобы сохранить местное производство топлива после того, как оно попало под новые санкции США в отношении российской нефтяной промышленности.