Биржи нефтепродуктов. Кошелек или механизм?
Примерно год назад ФАС и другие профильные ведомства предложили новый способ регулирования внутреннего рынка нефтепродуктов — создание биржи, где будут формироваться ценовые индикаторы, признанные и участниками рынка, и государственными органами. Тогда продавцам нефтепродуктов не нужно будет доказывать в суде, что их цена является рыночной — достаточно будет сравнить ее с индексом.
Однако пока биржи, кажется, больше работают над увеличением продаж. А производители нефтепродуктов не стремятся продавать большие объемы через биржу, ссылаясь на отсутствие эффективных механизмов торговли.
Как сообщается в обзоре «Интерфакса», профильные ведомства, биржи и продавцы нефтепродуктов пока так и не решили, как должны формироваться индексы и сколько индексов необходимо создать с учетом географических особенностей России.
Министерство экономического развития в настоящее время проводит оценку различных методик формирования индексов цен на нефтепродукты, используемых торговыми площадками и информационно-аналитическими компаниями. В результате будет определено несколько ценовых индексов или средневзвешенный индекс, которые будут использоваться для налогового и антимонопольного регулирования биржевых торгов нефтепродуктами. Предложения по формированию индекса цен планируется представить на одобрение правительства РФ в сентябре этого года.
Позиция бирж заключается в том, что для формирования индексов им необходимо набрать достаточный уровень ликвидности — то есть нарастить продажи нефтепродуктов.
«Ценовые индикаторы должны формироваться на основе ликвидного и прозрачного спот рынка. Регулярные объемы сделок и значимые объемы (20-25% от объема внутреннего рынка) позволят создать такие репрезентативные индикаторы, которые дадут возможность предприятиям эффективно планировать свою деятельность, хеджировать риски, а также послужат основой для производных финансовых инструментов», — считает вице-президент СпбМТСБ Тимур Хакимов.
Представители СпбМТСБ ранее предлагали закрепить обязательную долю продукции для реализации на бирже.
Впрочем, и до этого уровня биржевые торги нефтепродуктами в России пока не выросли: сейчас на них приходится около 0,5% от объема рынка.
«В России для начала формирования индекса будет достаточно, чтобы через биржу продавалось ежедневно 3-5 тыс. тонн нефтепродуктов. При этом торги должны проходить на базисах поставки по всей стране и должно быть больше продавцов: не только крупные производители, но и средние, мелкие производители и просто трейдеры», — уверен В.Кудрявцев.
На первый взгляд, получается замкнутый круг: если индексы должны формироваться на срочном рынке, то где взять ценовые ориентиры для запуска торгов финансовыми производными на нефтепродукты? Один из вариантов решения проблемы изучает биржа «Санкт-Петербург»: в октябре она планирует начать торги беспоставочными фьючерсными контрактами на индекс нефтепродуктов электронной площадки E-Oil.
В.Кудрявцев из «Газпром нефти» сказал, что в компанию уже поступают предложения заключать форвардные контракты на покупку нефтепродуктов по индексу E-Oil. Впрочем, ряд участников рынка считают индексы E-Oil нерепрезентативными, поскольку они рассчитываются, исходя из средних показателей спроса и предложения, а не цен фактических сделок на площадке.
«Расчетный фьючерс можно пробовать запускать прямо сейчас, взяв за основу какой-либо ценовой индикатор. И за полгода-год может сложиться база для формирования понятных и прозрачных ценовых индексов», — считает В.Кудрявцев.
Между тем, СпбМТСБ может уже до конца года провести тестовые торги фьючерсными контрактами, отметил Т.Хакимов. Планы крайне амбициозные, учитывая, что на бирже за неделю продается в среднем 2-3 тыс. тонн нефтепродуктов, и почти все объемы реализует один продавец — НК «Роснефть».
На начальном этапе торгов производными на нефтепродукты рациональнее запустить форвардные контракты, например, продавать дизтопливо с поставкой через несколько месяцев, считают в ТНК-ВР. «Впоследствии они планомерно и естественно перетекут во фьючерсную торговлю», — сказал представитель компании А.Голубев. Также внедрение форвардных контрактов даст возможность компаниям более четко планировать свои долгосрочные затраты, и, соответственно, страховать риски колебания цен.
Правда, перед запуском срочных торгов нефтепродуктовым биржам нужно усовершенствовать правила игры. Хотя биржи призваны стать инструментом демократизации рынка, игроки пытаются использовать на них приемы традиционной торговли. Так, на СпбМТСБ покупатель, помимо аккредитации на бирже, должен пройти аккредитацию и у продавца — проверку через службу его безопасности. Такая схема негласно действует и на МБНК, отмечают участники рынка.
Получается, что поставщик может выбирать покупателя своего продукта. Пока механизмы клиринга только развиваются, желание продавца обезопасить себя от возможных срывов оплаты в принципе понятно, но все-таки идет вразрез с условиями биржевой торговли.
«На наш взгляд это абсолютно неприемлемо. Мы обсудили эту проблему на уровне руководства ФАС и нашли поддержку нашей позиции В ближайшее время ожидается принятие решения, позволяющего избежать дополнительную аккредитацию для участников биржевых торгов», — сказал вице-президент СпбМТСБ Т.Хакимов.
Вразрез с принципами свободного рынка идет и то, что АК «Транснефтепродукт» присутствует только на одной бирже — СпбМТСБ, на остальных поставка нефтепродуктов осуществляется только по железной дороге. Так что говорить о равных условиях для биржевых площадок не приходится.
Между тем, ФАС предлагает сделать систему магистральных нефтепродуктопроводов базисом поставки для всех товарных бирж. Как сообщал ранее заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров, «Транснефтепродукт» может стать оптимальным базисом поставки, поскольку он может не только транспортировать, но и хранить нефтепродукты. Тогда не нужно будет заниматься обновлением запаса нефтепродуктов, и покупатели не будут зависеть от географического положения базисов поставки. А.Кашеваров не исключил и возможность объединения бирж в единую торговую систему.
Логистику поставок можно оптимизировать, если создать на биржах специальные отделы для выбора наилучшего варианта доставки нефтепродуктов, говорил ранее Дмитрий Гусев из ООО ТД «Новотэк».
Не секрет, что одним из основных стимулов выхода компаний на биржу нефтепродуктов являются действия ФАС. При этом большинство производителей выставляют на торги небольшие объемы, но часто не могут реализовать и их.
«Компании выставляют нефтепродукты на торги по тем ценам, по которым продают их своим трейдерам. Цены обычно завышены, сбивать их продавцу невыгодно. Поэтому торги часто не завершаются заключением сделок. Но формально нефтекомпания может сказать ФАС, что торгует на бирже», — разъяснил ситуацию один из участников рынка.
Производители же говорят о том, что продавать значительные объемы через биржу пока невозможно из-за отсутствия эффективных механизмов торговли, и просят создать систему гарантий и льгот.
Профильные ведомства готовы идти навстречу участникам рынка. Так, Федеральная служба по финансовым рынкам рассматривает вопрос об освобождении финансовых инструментов в случае совершения сделок на бирже от НДС, ускоренном возмещении НДС при экспорте и снижении экспортных пошлин в случае совершения сделок на бирже. Также ФСФР считает необходимым для начала торговли фьючерсами на нефтепродукты важно изменить систему налогообложения операций на срочном рынке и ввести взимание НДС только в момент завершения обращения фьючерсного контракта и начала его исполнения.
Кроме того, для развития биржевых торгов необходимо разрешить государственным и муниципальным предприятиям участвовать в биржевых торгах, считают участники рынка. Запрет участвовать в торгах госпредприятиям значительно ограничивает спрос, а их приход на биржу может быстро повысить ликвидность торгов.
Министерство экономического развития в настоящее время готовит поправки в закон о госзакупках, где развивается тема закупок нефтепродуктов для госнужд на биржевых площадках.
Пока такая система есть только на СпбМТСБ, где, например, через брокерские компании торгуют «ЛУКОЙЛ» (РТС: LKOH) и ТНК-ВР. «Мы отмечаем постоянный интерес со стороны именно брокерских компаний. Среди участников торгов присутствуют профессиональные брокеры финансового рынка, создаются новые инструменты — товарное финансирование, сделки репо, географические свопы», — отметил вице-президент биржи Тимур Хакимов.
Руководство МБНК в ближайшее время также рассмотрит вопрос о допуске брокеров на биржевые торги.
Также биржам необходимо сконцентрироваться на максимально ликвидных продуктах, таких как дизельное топливо, и отказаться от небиржевых продуктов, таких как авиакеросин, добавил А.Голубев из ТНК-ВР.
Объединение всех трех бирж в одну торговую систему стало бы оптимальным вариантом развития биржевой торговли нефтепродуктами в России, полагают многие участники рынка. Тогда вырастут объемы торгов и количество участников биржи, расширится география базисов поставки, соответственно, можно будет говорить о формировании справедливых индексов цен. Кроме того, объединение опыта и преимуществ трех площадок позволит создать действительно прозрачный механизм спотовых и срочных торгов.
Есть и другое мнение — нужно дать рынку «проголосовать рублем» за одну из бирж.
Кроме того, ключевым условием достижения ликвидности на нефтепродуктовых биржах является допуск к торгам госпредприятий.
Если через одну биржевую площадку будут осуществляться все госзакупки и продаваться свободные объемы нефтепродуктов, рынок получит действительно репрезентативные ценовые ориентиры.
Интересная статья, правда, не нашел её в оригинале. Задевает с самого начала. «Биржи больше работают над увеличением продаж» — это плохо??? Авторы далее в тексте упоминают, что объемы торговли слишком малы. И получается, что и увеличение продаж – нехорошо, и низкий объем реализации – тоже не очень. А в каком направлении тогда развиваться?
Работа на бирже… к сожалению, у нас складывается ситуация, что работники бирж не могут развивать собственный бизнес. «Надо законодательно закрепить объем нефтепродуктов, реализуемых через биржу» — говорят. А у нас мало законов, которые написаны, но не исполняются? Или мы уже без указания из правительства бизнес не умеем вести? Пусть скажут, что нам надо зарабатывать, и все пойдут от безвыходности ситуации! Очень рыночный подход! Сформируем рынок независимой конкуренции административными барьерами.
По поводу проблем – к сожалению, остаются проблемы не только прохождения службы безопасности. Все много внимания обращают на данный вопрос. НО! К счастью, это уже много обсуждалось и в журналах, и на конференциях. А вот, к примеру, стоимость в 3 млн рублей за прямой доступ к торгам на МТСБ – это более веский аргумент. Почему я, как независимый трейдер, должен отдать бирже огромные деньги и за что? За a la брокерское место? А где равный доступ и равные возможности всех участников рынка? Вопрос, видимо, тоже повис в воздухе.
И что особенно заметно – все торгуются. ВИНК, как базарные торговцы, под маркой выхода на биржу выпрашивают себе преимущества – здесь не платить, здесь уменьшгить налоги, а лучше сделать все льготным… А содержание департаментов маркетинга, ценообразования, коммерческого департамента с огромным бэк-офисом, наверное, обходится так дорого, что поставив на реализацию одного-двух трейдеров на биржу. Наверное, нинка не сократим издержки?
И главная ошибка – не надо стараться объединить все в разрез с желаниями рынка. Весь срок развития мирового капитализма за пятилетку в четыре года не выполнишь. И опять методами от власти не решишь проблему. Придет время – и все будет понятно, какая из бирж наиболее конкурента. Конкуренция нужна везде, в том числе и на рынке предоставления биржевых услуг.
Зачем простому трейдеру нужен прямой доступ к бирже? Не проще ли работать через брокера? Не потребуется платить 3 миллиона.
А почему на всех биржах платить необходимо только комиссию бирже, а на МТСБ — ещё и брокеру?
Чем так важна МТСБ? Работайте на других площадках.
Значит, такова их концепция биржевой торговли.
Проблема состоит в том, что на практике многие компании — поставщики выбирают для себя одну биржу, на которой и выставляют ресурсы. Роснефть и Салаватнефтеоргсинтез торгуют на двух площадках. А Сургутнефтегаз и ТНК-ВР — только на МТСБ. Таким образом мы лишаемся возможности приобретения определенной группы товаров. К тому же, Транснефтепродукт активно (как один из учредителей) продвигает свои услуги и делает дисконты по услугам на объемы, получаемые через МТСБ. Это равные условия по доступу к услугам монополиста???
Обратитесь в ФАС! Им в последнее время что-то фортит!
С ФАС я с 2007 года веду беседы по поводу того, что необходимо создать экспертный совет, состоящий не только из ВИНК, но и из трейдеров. Но пока безрезультатно…
В России никого не загонишь!!! А в Штатах уже не знают как выгнать! :) До $ 1 млн./день штрафы поднимают (http://www.oilexp.ru/news/mir_rinok/vvedeny-pravila-po-borbe-s-iskustvennym-zavysheniem-cen/27417/). А как можно определить кто ты, — хэджер или спекулянт?
Если так дальше пойдет, то взамен закрытию «игровых» зон, надо игрокам в покер наши «биржи» предложить. Да и «чужих» спекулянтов пригласить, предложив свободную от налогов экономическую зону… Чем Вам не нравится такая новая идея? :)
Идея про биржи взамен казино была озвучена г-ном ЗАрубиным на совещани в Думе 11 июня сего года)
Да, ну-у-у! Неужто здравые мысли еще есть в нашей Госдуме??? Вот вам та ликвидность, о которой все мечтают! Начнем с MF Global !!! Предложим им место брокера на одной из наших передовых бирж! :) Кстати, вроде, они заявлены на конференции 5 октября в качестве докладчика…