Биржевая торговля нефтепродуктами: Крым — это Россия? Есть вопросы
Минул непростой январь. Он был отмечен чередой событий со знаком «минус», о которых мы уже не раз говорили. Были, тем не менее, и положительные моменты. 21 января на бирже СПбМТСб был отмечен максимум по объемам торгов нефтепродуктами на срочном рынке. В стоимостном выражении суммарный объём составил 78 491 500 рублей. Да и в целом по месяцу биржевые торги проходили достаточно активно.
Этот неожиданный прорыв заставил нас вернуться от размышлений о глобальных геополитических и экономических вопросах в плоскость прикладную, а именно, к биржевой торговле. Хотя и тут мы не обойдем вниманием территориальный аспект.
Сделки, заключаемые в ходе торгов на любой биржевой площадке в Российской Федерации, де-юре и де-факто означают согласие продавца и покупателя на ряд существенных условий: наименование продукта, цена продукта, срок поставки — с этим все понятно. Но есть и ещё один пункт — поставка по территории России (никаких ограничений здесь не предусмотрено).
Как известно, в настоящее время на бирже продаётся ресурс, который поставляют не только отечественные нефтяные компании. Продажу топлива ведут также производители стран-участниц Таможенного Союза (куда помимо РФ входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия), а они, как известно, до сих пор не признали на государственном уровне, что Крым и Севастополь теперь являются субъектами Российской Федерации.
Теперь внимание, вопрос: что произойдет, если в ходе биржевых торгов будет совершена сделка, где производителем будет нефтеперерабатывающий завод из государства, не признающего существующую реальность (Белоруссии, если называть вещи своими именами), но обязанный произвести отгрузку по территории России, согласно правилам Биржи?
И вот здесь возникает юридический парадокс. Сделка проведена на биржевой площадке Российской Федерации, и обязывает Поставщика произвести отгрузку по территории Российской Федерации. Однако иностранный грузоотправитель считает Крым территорией Украины, и, согласно биржевого договора, не имеет права производить отгрузку в реквизиты Крыма.
Как выйти из этой коллизии пока непонятно. Принимая во внимание растущие объёмы потребления присоединившихся регионов, рано или поздно подобная сделка будет совершена на торгах. Кто будет оплачивать штрафы по неисполнению сделки, если юридически две стороны абсолютно правы и действуют в соответствии с законодательством своих государств? Неизвестно…