Бензин с курортной наценкой
На фоне роста цен на топливо в Крыму ФАС открыла дело в отношении местных АЗС и ряда трейдеров, поставляющих горючее на полуостров. Регулятор обвиняет их в намеренных перепродажах в мелкооптовом сегменте, что могло привести к росту розничных цен. Трейдеры считают претензии странными, отмечая, что подобные сделки являются частью их бизнеса, а рост цен на АЗС связан прежде всего с увеличением оптовых цен на бирже.
17 апреля ФАС сообщила о возбуждении антимонопольного дела в отношении десяти крымских ООО — сетей АЗС и трейдеров, поставляющих топливо в Крым. Речь идет о компаниях «Руант», «Консонанс», «Фирма ТЭС», «Кедр», «Брокерский альянс независимых трейдеров», «Дартс», «Топливная компания «Карат»», «Продукт-инвест», «КД-ойл» и «Синергия Ойл Групп». Эти ООО, по мнению регулятора, занимаются намеренной перепродажей топлива в мелкооптовом сегменте, до того как оно поступает на АЗС, что может вести к росту цен на заправках. Собеседник “Ъ”, близкий к ФАС, говорит, что изначально товар закупается на бирже, после чего перепродается по возрастающей цене несколько раз. «Возможно, это сделано для минимизации налога на прибыль, но рост мелкооптовых цен, вероятно, закладывается в цену на АЗС»,— отмечает он. Если нарушение будет доказано, эти компании может ждать оборотный штраф.
Представители АЗС и трейдеров пока не вполне понимают, в чем заключаются претензии ФАС. Гендиректор «Руанта» Александр Жигадло заявил “Ъ”, что пока не видел материалов дела. Коммерческий директор ООО «Фирма ТЭС» Антон Раскин сказал: «Надо разобраться, в чем они нас обвиняют, пока это похоже на какой-то маразм». Гендиректор сети АЗС АТАН (бренд ООО «Кедр») Александр Терещенко отказался от комментариев. «Проанализируйте графики роста цен на бирже СПбМТСБ»,— сказал он в ответ на вопрос “Ъ” о росте цен на бензин. В последние два месяца цены на бирже резко выросли (см. “Ъ” от 17 апреля).
Собеседники “Ъ” среди трейдеров подчеркивают, что перепродажа товара — это нормальная практика в их бизнесе. «Мы не знаем, кому покупатель нашего товара продаст его потом»,— говорит один из них. При этом в продаже топлива трейдеру есть экономический смысл, поскольку тот, как правило, делает предоплату, тогда как конечный потребитель — АЗС — оплачивает товар после доставки или даже с отсрочкой. Учитывая тяжелое экономическое положение ряда заправок, они могут и не оплатить товар. «Если я продаю цистерну топлива стоимостью 2,5 млн руб., зарабатывая на ней максимум 10 тыс. руб., то зачем мне так рисковать?» — объясняет один из собеседников “Ъ”. Другой источник “Ъ” добавляет, что у трейдеров существует лимит рисков на клиента и продавать весь объем конечным потребителям им часто невыгодно. «Странно, что ФАС заинтересовали именно эти компании и сделки, поскольку они занимают на рынке Крыма не более 20%»,— отмечает он.
По данным Росстата, за последние три недели цены на бензин в Крыму выросли примерно на 0,7 руб. на 1 л (АИ-95 стоит 44,72 руб. за 1 л), что выше среднероссийских темпов (см. также график). В минтопэнерго Крыма во вторник отказались от комментариев, но 13 апреля в ведомстве говорили, что фиксируют повышение цен на топливо и совместно с УФАС «разбираются в ситуации» и «примут меры». Собеседники “Ъ” среди трейдеров видят в действиях ФАС попытку притормозить рост цен в рознице. Крымский топливный рынок страдает из-за высоких логистических расходов, напоминает Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков», это затраты на паромную переправу и перевозку по железной дороге по полуострову. В результате доставка нефтепродуктов в Крым примерно на 3 тыс. руб. на 1 т, или на 2,5 руб. на 1 л, дороже, чем в соседний Краснодарский край.
Читайте прогноз ценовых колебаний с 16 по 20 апреля 2018.