Бензин пошел на посадку
Цены на топливо, остановившись в начале августа, пошли вниз. По данным Росстата, за прошлую неделю стоимость дизельного топлива в России сократилась на 0,3%, бензина — на 0,6%. Несмотря на скромные цифры, контраст налицо: с начала года стоимость бензина повышалась на 0,6-0,8% в неделю, а итоговый рост на сегодня составляет около 20,5%.
Из-за падения цен на нефть бензин дешевеет не только в России. Но, например, у американцев причин для радости больше, чем у россиян. В США бензин в течение месяца дешевел на 1,5-2% в неделю и вновь стал дешевле российского. Причина — более развитые рыночные механизмы ценообразования. Зато в России неразвитость рынка компенсировала Федеральная антимонопольная служба (ФАС): ее активность стала едва ли не главным фактором падения цен на бензин.
Почему Россия не Америка
Как сообщает Газета.ru, в России снижение стоимости нефти докатилось до розничных цен на бензин только к середине августа. В США цена бензина снизилась с середины июля на 10%. «Система ценообразования в США построена на четкой зависимости стоимости бензина на заправках от стоимости нефти. У нас же окончательная цена формируется методом по спросу», — объясняет разницу между Россией и США директор по развитию и маркетингу информационного центра «Кортес» Павел Строков. Его слова подтверждает статистика. С начала августа оптовые цены на 92-й бензин снизились с 26,7 тысячи до 24,4 тысячи рублей за тонну, или на 8,6%. «У нас цена бензина на АЗС наиболее инертна. Сначала идут цены на нефть, потом оптовые цены на нефтепродукты и только потом — розничные цены», — утверждает Строков.
Хуже обстоит дело с 95-м бензином. В августе он не дешевел. Литр 95-го на заправках как стоил, так и стоит в среднем 26 рублей, а оптовая цена снизилась всего на 0,5% — с 29,98 тысячи рублей до 29,822 тысячи рублей за тонну.
«Стагнация цен на 95-й связана со спросом. Спрос возрастает, а на оптовом рынке даже наблюдается дефицит», — уверен Строков. На ситуацию с бензином влияет бурный рост продаж иномарок в России, за которым не успевает модернизация мощностей НПЗ.
Между нефтью и ФАС
Не исключено, что даже снижение оптовых цен на нефтепродукты не привело бы к удешевлению топлива в рознице, если бы к этому не подтолкнула Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Строков вспоминает, что схожая ситуация была весной прошлого года. Но тогда оптовые цены снизились, а розничные — нет. В этом году о дальнейшем снижении стоимости бензина на своих АЗС в сентябре уже заявили ЛУКОЙЛ и «Роснефть».
Между тем, возможно, именно ФАС не позволит топливу сильно подешеветь. На Сахалине антимонопольная служба уже обнаружила признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке не в высокой, а, наоборот, в низкой цене. Виновной была признана одна из дочерних компаний «Роснефти» — ООО «РН-Востокнефтепродукт». В июне она установила монопольно низкие цены на дизельное топливо на своих АЗС. Правда, как пояснили в пресс-службе ФАС, поставщик устанавливал разные цены для разных хозяйствующих субъектов: своим АЗС продавал по низкой цене, а всем остальным — по высокой. Возбуждено административное дело.
По мнению аналитика ИК «Финам» Станислава Августова, снижение цен на бензин было бы глубже, если бы не монополизация рынка. «У нас рынок монополизирован, и цены снижаются, так как нефтяные компании боятся конфликта с государством», — уверен он.
Математика и биржа помогут снизить цены на бензин
Для того чтобы ситуация и дальше менялась в лучшую сторону, эксперты считают необходимым создать математическую модель формирования цены на продукт, но это возможно только при появлении открытой торговой площадки. «Нужна воля государства, которое эту биржу организует и пропишет биржевые показатели», — надеется Строков. Тогда цена на бензин будет больше зависеть от мировой цены на нефть, как это происходит в США и Европе.
Российское правительство давно заявило о намерении создать товарную площадку в Санкт-Петербурге. Международная товарно-сырьевая биржа (МТСБ) по плану должна максимально ускорить переход на продажу российской нефти по ценам, определяемым ее собственными технологическими и коммерческими характеристиками, а не опосредованно через цены нефти сорта Brent. Учредителями биржи стали «Роснефть», «Зарубежнефть», «Газпром нефть», «Транснефть» и «Транснефтепродукт», а также три госбанка — Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк. Биржу обещали запустить летом, однако перенесли на конец года. Федеральная служба по финансовым рынкам уже выдала компании лицензию на организацию биржевой торговли. Предполагается, что в первое время на биржевые закупки нефтепродуктов перейдут все силовые структуры, а это около 30% российского рынка.
Существует и еще одна проблема. По словам президента Союза нефтегазопромышленников России Геннадия Шмаля, в США налоги в стоимости топлива составляют 23%, в то время как в России этот показатель равен 55-58%. В то же время глубина переработки на американских НПЗ составляет 75-80%, на российских — 25-30%. Таким образом, снижение налогового бремени в сочетании с жестким пресечением злоупотреблений монополизма может оказать существенное влияние на ситуацию.
Гадание на нефтяной луже
Эксперты расходятся во мнениях о том, будет ли бензин дальше дешеветь. «В случае продолжения падения нефти предложение нефтепродуктов на внутреннем рынке должно увеличиваться ввиду большей маржи от продажи нефтепродуктов в России. Но это не приведет к ускоренному снижению цен, так как конкуренция на топливном рынке остается низкой, а аппетиты нефтяников только растут», — считает аналитик ИК «Капиталъ» Виталий Крюков.
По прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), фундаментальные условия на рынке нефти будут способствовать снижению цены до конца 2008 года и в начале 2009 года, но затем цена может снова вырасти. Как заявил исполнительный директор МЭА Нобуо Танака, среди факторов, которые могут вызвать повышение цены на нефть в следующем году, — более сильный, чем ожидалось, рост развивающихся экономик. Как полагает Танака, по крайней мере, до 2013 года будет не хватать мощностей по добыче нефти, необходимых для стабилизации цен, поэтому существенного снижения цен ожидать не приходится.
БЕНЗИН ПОДЕШЕВЕЛ — НАДОЛГО ЛИ?
ЕВГЕНИЙ АРКУША, президент Московской топливной ассоциации:
— Сейчас никто не скажет, надолго ли это. Да, бензин подешевел, и, скорее всего, в сентябре этот процесс продолжится, потому что очень сильно внутри страны подешевела нефть. Причина этому — максимальные экспортные пошлины и минимальная мировая цена. Ведь пошлина установлена исходя из $140 за баррель, а сейчас уже $110. Соответственно, очень невыгоден экспорт, и его заменяют поставки на внутренний рынок, поэтому и цены падают. Причем даже при учете этих низких цен сейчас внутренний рынок все равно выгоднее, чем экспорт. Но с октября вводятся новые экспортные пошлины, которые будут существенно ниже тех, которые были в августе — сентябре, так что я не знаю, что будет дальше.
ГЕННАДИЙ ШМАЛЬ, президент Союза нефтегазопромышленников России:
— Конечно, ненадолго. Эти колебания не очень долговечны, и слава богу, что сейчас произошло это удешевление. Уже хорошо, что нет роста цены на бензин и что мировые цены на нефть немножко уменьшились, ведь все это не могло не сказаться и на внутренних ценах. Вся эта цепочка, как говорится, имеет право снижаться, хотя это не всегда бывает на самом деле. Безусловно, это хорошо для потребителя. А что касается государства, то, учитывая огромные поступления, которые оно имеет от таможенных пошлин и от налога на добычу полезных ископаемых, эти потери на его экономике никак не отразятся. Но все зависит от того, как будут вести себя мировые цены на нефть. Вот пойдут вверх — и наша внутренняя цена опять будет подниматься, а это значит, что и цепочка цен будет расти. В сущности, из-за того, что доллар стал немного укрепляться, и цены на нефть сразу стали падать. Снижение было достаточно существенным — $40 за баррель. Но нам это абсолютно не страшно, поскольку у нас в бюджете заложено $73 за баррель.
АНАТОЛИЙ КУЗОВКИН, заместитель генерального директора Института микроэкономики:
— Думаю, ненадолго. Та цена, которая была до удешевления, и будет держаться до конца года. Ведь то, что сейчас упали цены на бензин, связано только с курсом рубля к доллару, так что на российском рынке наш бензин особо не подешевеет. Нынешнее удешевление временно и локально, и оно не очень зависит от изменения экспортных пошлин. Дальнейшего падения мировых цен на нефть до конца года тоже ожидать не приходится. То, что бензин сейчас подешевел, положительно отразится на затратах всех отраслей. По идее либо снизятся цены, либо увеличится прибыль отраслей, которые потребляют бензин. Так что они могут направить эту прибыль на инвестиции, что, в свою очередь, увеличит ВВП. Так что положительный эффект для нашей экономики налицо. Но ведь доллар опять до 30 рублей не укрепится.
СЕРГЕЙ БОРИСОВ, президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», президент Российского топливного союза:
— Очень хорошим показателем является то, что бензин подешевел в самый пик его потребления в стране. Значит, какие-то регулятивные механизмы — и ослабление налоговой составляющей, и насыщение рынка, и экспортные пошлины — начали работать. Все эти действия должны превращаться в систему и в науку, и только тогда мы действительно сможем защитить свой рынок от его величества мировой конъюнктуры, тем более для этого у нас есть все возможности и права. Не думаю, что удешевление бензина у нас в стране впрямую связано с нынешним падением мировых цен на нефть. Все это инерционные процессы: вчера цены на нефть упали на $40, сегодня — на $20 поднялись. По-моему, у нас сейчас вполне достаточное предложение бензина на рынке, а это хороший фактор. Такие тенденции нужно изучать и постоянно стремиться к этому. Система мер по защите рынка должна быть адекватна спросу. То есть нужно серьезно учиться просчитывать спрос, пик которого приходится как раз на конец августа — начало сентября. Я, как бывший владелец заправочных станций, это очень хорошо знаю.
Нефтепродукты на eOil.ru