Бензин дешевле не отдадут
Обыватели надеялись: упавшие более чем втрое цены на нефть обязательно вызовут удешевление стоимости бензина. На фоне удешевления энергоносителей и сами нефтяники говорили о возможном снижении стоимости популярных марок Аи95 до 19 рублей за литр и Аи92 до 17 рублей. Но на деле дисконт оказался копеечным.
Как сообщает Фонтанка, Росстат накануне опубликовал данные о понижении цен на бензин и дизельное топливо в розницу в среднем на 1,3% за первую рабочую неделю нового года. Аи-76 и Аи-80 подешевели на 1,4% — до 16,94 рубля за литр, Аи-92 и Аи-93 — на 1,5%, до 19,57 рубля, Аи-95 — на 0,5% и теперь в среднем стоит 22,4 рубля. Дизельное топливо почти не подешевело — цена снизилась только на 0,6% до 20,7 рубля. Эти цифры вполне могли бы порадовать отечественного потребителя, который в прошлом году чаще видел рост ценников на заправках, если бы не предновогодние заявления, сделанные на самом высоком уровне.
В середине декабря 2008-го и ФАС, и Российский топливный союз обещали автолюбителям: бензин подешевеет как минимум на 3 рубля. И в декабре бензин, действительно, подешевел на рекордные за последние годы 7,3%. Но чуда не произошло — цены на бензин не обрушились. Хотя для этого есть все объективные предпосылки.
Кроме очевидной причины — трехкратного падения стоимости нефти, есть и еще одна. Так, с 1 января 2009 года специально для поддержания топливного рынка правительство страны снизило экспортную пошлину на нефтепродукты. Считалось, что это компенсирует нефтяникам расходы, связанные со снижением стоимости сырья и бензина.
Также нефтяные трейдеры предполагали, что после снижения пошлин пойдет процесс постепенного снижения на оптовом рынке, а затем подтянется и розница. На поверку вышло иначе. В последние недели эксперты заметили скачок стоимости оптовых нефтепродуктов. Дизельное топливо, по данным исследовательского центра «Кортес», выросло в цене на 9%, а мазут побил все рекорды и подорожал на 31%. Причину этого аналитики видят в недостаточном уровне конкуренции на рынке нефтепродуктов.
Аналитики, опрошенные «Фонтанкой», отмечают, что если раньше для нефтяников основой бизнеса был экспорт, то теперь розничная внутренняя торговля вышла на первый план. Чтобы удержать свои доходы на прежнем уровне, компаниям необходимо получить сверхприбыли на внутренней торговле нефтепродуктами. Намекая на существование некоего сговора между продавцами бензина, эксперты сходятся во мнении о том, что продавцы намеренно не снижают цены, сокращая объем предложения.
Это подтверждает информация специалистов портала Аи92. По их данным, на этой неделе зафиксирована нехватка объемов по отдельным маркам. Рынок мгновенно отреагировал на дефицит, и оптовые цены пошли вверх. Наибольший рост оптовых цен выявлен на А-92/93 на 3.3% до 10 833 рублей за тонну, А-76/80 повысился на 1.8% до 10 768 рублей за тонну. Нефтяники утверждают, что при таких оптовых ценах снижать розницу просто невыгодно.
Видимо, у автолюбителей уже по традиции осталась одна надежда — на ФАС России. В конце прошлого года ФАС, напомним, прибегла к штрафам для крупных нефтяных компаний. Гиганты бизнеса, такие как «Газпром нефть» и ТНК-ВР, были оштрафованы на сумму более чем в миллиард рублей за нарушение антимонопольного законодательства. После применения этих драконовских мер топливникам ничего не оставалось, кроме как снизить розничные цены на бензин.
Но будет ли ФАС столь активен и в новом году, неизвестно. Все, вероятно, будет зависеть от волевого политического решения. Будут ли наказывать за стремление к прибыли стратегическую энергетическую отрасль, неизвестно. Более реально, отмечают эксперты топливного рынка, ждать постепенного снижения цен на нефтепродукты — примерно на 4-5% в месяц.
Нефтепродукты на eOil.ru