Белоруссия прекратила поставки бензина в Россию из-за слабого рубля
Нефтехим Белоруссии становится всё прагматичнее.
Крупный поставщик бензина на российский рынок — Белоруссия — прекратил поставки российским трейдерам. Об этом «Известиям» рассказали источники в российском нефтехимическом комплексе и подтвердила белорусская сторона, торговая компания Beloil. Последние поставки были в январские праздники, и то совсем небольшие — всего 239 т, это лишь 0,2% от объемов за январь 2015 года (101,6 тыс. т), хотя обычно доля белорусского бензина на российском рынке составляет 3–5%. Снизившийся импорт может побудить Минэнерго сократить квоты на поставки нефти в Белоруссию, а весной есть вероятность небольшого дефицита бензина.
— Поставки начали падать еще в декабре и в итоге совсем прекратились после январских праздников, — рассказал «Известиям» директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. — Белорусские компании поставляют, если у них нет у продаж в более выгодных направлениях. В конце декабря, как они говорили, у них таких было много, а из-за довольно высоких цен наши трейдеры товар у них не покупают, и поставок поэтому нет.
По данным «Аналитики товарных рынков», стоимость белорусского бензина марки Аи-92 («Регуляр 92») за декабрь 2015 года, вопреки общероссийской тенденции на снижение, выросла с 35,9 тыс. рублей за 1 т до 36,6 тыс. рублей за 1 т. Стоимость российского биржевого бензина (около трети бензина в России продается через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу, СПбМТСБ) за тот же месяц снизилась — 32,9 тыс. рублей за 1 т до 31,7 тыс. рублей за 1 т.
Стоимость белорусской нефти напрямую привязана к стоимости рубля: чем ниже опускается курс рубля по отношению к доллару США, тем больше белорусы просят за тонну товара, поясняет Турукалов. В Западной Европе в 2015 году разница в цене тонны бензина с российскими ценниками доходила до $100. В частности, выросли белорусские поставки в Великобританию (3,59 млн т за январь–апрель 2015 года, разница в 2,5 раза), остальная часть по контрактам ушла в Нидерланды и Украину.
— К тому же высокая волатильность рубля повышает риски недополучения прибыли. Если сам бензин становится доступен для покупателя сразу после заключения купли-продажи на бирже, то плата за него приходит с опозданием, что, естественно, создает для продавца риски получения валютных доходов по сделке ниже ожидаемых, — отмечает аналитик.
Поставки бензина из Белоруссии в Россию, как правило, идут с Мозырского НПЗ белорусского концерна «Белнефтехим» (управляет всеми НПЗ, нефтехимическими и добывающими компаниями в республике). Представитель концерна переадресовал запрос «Известий» в другую госкомпанию Beloil (Белорусская нефтяная компания), пояснив, что та занимается реализацией бензина с НПЗ. Представитель Beloil не ответил на запрос, но источник на Мозырском НПЗ подтвердил «Известиям» факт остановки продаж в Россию, добавив, что «дело в рентабельности».
Россия и Белоруссия подписали межправительственное соглашение по поставкам нефти и нефтепродуктов до 2025 года в 2014 году, по нему ежегодно Москва обязалась поставлять Минску по 23 млн т нефти, не взимая с нее экспортной пошлины по условиям Евразийского экономического союза. Взамен было оговорено, что Россия будет получать от белорусских нефтепереработчиков не менее 1,8 млн т бензина в год. В прошлом году в Россию должно было уйти 1,8 млн т, но в марте начались перебои с поставками, в итоге за год, по данным «Аналитики товарных рынков», поступило всего 808 тыс. т бензина, то есть на 1 млн т меньше заявленных оговоренных объемов.
В январе–мае 2015 года белорусская сторона не раз останавливала экспорт бензина в Россию. В апреле белорусский вице-премьер Владимир Семашко объяснял это слишком низкой стоимостью нефтепродуктов на российском рынке. В ответ в мае глава российского Минэнерго Александр Новак предупредил белорусских коллег о вероятном уменьшении встречных поставок нефти, что предусмотрено действующим двусторонним договором при падении поставок бензина на 10%. После этого заявления поставки возобновились, но в минимальных количествах — за май-июнь было отгружено 113 тыс. т, чего явно мало для покрытия годовых обязательств.
Поставки целесообразно было бы ограничить с III квартала, предполагал Новак. Но правительство в итоге на это не решилось — несмотря на то что цены на бензин на оптовом рынке в конце мая 2015 года достигали годовых максимумов (Аи-95 на СПбМТСБ за две недели набрал 8,5%, до 37,2 тыс. рублей за 1 т, цена на Аи-92 выросла на 9,6%, до 36,2 тыс. рублей за 1 т).
На 2016 год Белоруссия просила повысить поставки нефти с 23 млн до 24 млн т и параллельно снизить ее обязательства перед Россией по поставке бензина почти в два раза — с 1,8 млн т до 1 млн т. «Это нормально, 2 млн была завышенная цифра», — признавал Новак.
По данным Thomson Reuters Kortes, средние спотовые цены на Аи-92 в январе 2016 года составляют 32 тыс. рублей за тонну. Для сравнения, нетбэк (экспортная цена топлива за вычетом пошлины и транспортных расходов) на белорусский 92-й при этом — 31,9 тыс. рублей за тонну. При такой разнице цен выгода при поставке белорусской продукции на российский рынок минимальна.
— Спрос на бензин сейчас не растет такими же темпами, как в прошлые годы, и рост производства полностью обеспечивает внутреннее потребление. Если в результате роста спроса вырастут внутренние цены, то белорусские поставщики могут начать продажи на российском рынке, тем самым «сглаживая» резкие скачки цен на бирже, как это было в прошлом году, — сообщили в Thomson Reuters Kortes. По мнению аналитиков компании, при сохранении низких цен ввоз белорусского бензина может также оказаться меньше 1 млн т.
На рынок могут повлиять и инициативы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по борьбе с резким ростом цен на топливо на бирже в периоды пикового потребления. В июле 2015 года ФАС обсуждала возможность увеличения минимальных объемов продаж бензина через биржу — с 10% до 20% от объема выпуска НПЗ каждой из компаний, это предложение пока обсуждается. Если поправка в законодательство пройдет, это может отрицательно отразиться на привлекательности российского рынка по сравнению с европейским для белорусских поставщиков, считают в Thomson Reuters Kortes.
Российские НПЗ ежегодно наращивают переработку нефти. В 2015 году, по данным Минэнерго, производство бензина достигло 38,9 млн т, что на 1,6% выше показателя 2014 года. По мнению экспертов Thomson Reuters Kortes, при условии безаварийности НПЗ Россия в силах сама обеспечить спрос на своем рынке, более того, на рынке в существует профицит бензина. Рынок сейчас не чувствует нехватки бензина, подтверждает Михаил Турукалов, к тому же в зимний период НПЗ, как правило, работают на предельных мощностях, перед тем как весной уйти на ремонты — и вот тогда возможны проблемы.
— Во время весенних ремонтов НПЗ, возможно, необходимость в белорусском бензине и возникнет, но к этому времени могут вырасти и оптовые цены, — считает аналитик.