О государственном регулировании рынка нефти и нефтепродуктов в Казахстане рассказал председатель Агентства по защите конкуренции Казахстана Мажит Есенбаев.
Oilexp: Мажит Тулеубекович, вы приглашены к участию в III Международном форуме «Биржевой и внебиржевой рынки нефти и нефтепродуктов РФ». И накануне форума не могли бы вы рассказать более подробно о ситуации и перспективах нефтяного сектора Казахстана.
Нефтяная отрасль на сегодняшний день является базой для устойчивого развития экономики Казахстана. Созданный в 2000 году Национальный фонд Казахстана, основными целями которого являются накопление финансовых средств для будущих поколений, снижение зависимости от воздействия неблагоприятных внешних факторов, формируется в основном за счет поступлений от экспортной реализации нефти и нефтепродуктов.
По подтвержденным запасам нефти Казахстан входит в число 15 ведущих стран мира. Дальнейшему наращиванию ресурсного потенциала нефтегазовой отрасли Казахстана будет способствовать проводимое республикой широкомасштабное изучение участков недр в акватории Каспийского и Аральского морей. В настоящее время в Казахстане добывается свыше 80 млн тонн нефти ежегодно.
Но наряду с позитивными тенденциями, существует комплекс проблем, связанных с решением вопросов реализации перспективных маршрутов транспортировки нефти, развития нефтеперерабатывающего сектора и т.д. Производственная мощность трех основных НПЗ Республики не позволяет производить нефтепродукты в объемах необходимых для покрытия внутреннего рынка. Около 90% добываемого сырья экспортируется за границу. В то же время один процессинговых центров был построен с ориентацией на переработку западно-сибирской нефти, поэтому ежегодно порядка 6-7 млн.тонн нефти импортируется из России.
Средняя глубина переработки нефти на республиканских НПЗ составляет 68%. Для сравнения, в США, Канаде и Великобритании данный показатель приближается к 86-92%.
Необходимо отметить, что в республике понимают, что нефтяная зависимость экономики таит в себе угрозы и риски, как внешние, так и внутренние. В этой связи, в том числе для преодоления нефтяной зависимости правительством разработана и реализуется «Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы», направленная на обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности, создание благоприятной среды для индустриализации.
Данная госпрограмма является логическим продолжением проводимой политики по диверсификации экономики, и интегрировала в себя основные подходы Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы, Программы «30 корпоративных лидеров Казахстана», а также других программных документов в сфере индустриализации.
При этом одной из главных задач нефтегазового сектора республики в госпрограмме отмечена необходимость обеспечения потребностей внутреннего рынка в нефтепродуктах. Для решения поставленной задачи в настоящее время проводится модернизация НПЗ, которая должна позволить к 2015 году обеспечить внутреннюю потребность Казахстана в нефтепродуктах.
Дальнейшее развитие данного направления предполагается осуществлять вместе с параллельным решением вопросов по увеличению глубины переработки нефти до 87–90% и доведением качества отечественных нефтепродуктов до стандартов качества Евро. Таким образом, в настоящее время осуществляется формирование и усиление отраслей экономики, не связанных с сырьевым сектором.
Oilexp: Какова доля нефтегазовой отрасли в структуре ВВП? И какие размеры инвестиции ?
Доля нефтегазовой отрасли в ВВП в 2001 году составила 10,9%, а вот в 2010 году составила 28,3%, с учетом увеличения объемов добычи нефти данный показатель также растет. Согласно исследованиям Всемирного банка и МВФ, прямая доля нефтегазового сектора в ВВП России составляет 25-30%, а в Азербайджане – около 35%. За последние десять лет объем инвестиций в нефтегазовый сектор Казахстана составили порядка 107 млрд долларов, из которых 60% приходится на долю проектов с участием транснациональных компаний.
Oilexp: Как, по вашему мнению, отразится Единое Экономическое пространство на рынок нефтепродуктов Казахстана?
Отдельные эксперты поднимают панику, что в Казахстане произойдет рост цен и дефицит на ГСМ, так как мы будем покупать дорогой российский бензин в связи с созданием ЕЭП. Это неправильное убеждение, так как мы покупали бензин из России и до создания ЕЭП, и импорт составляет около 40% по высокооктановым бензинам. Наши отдельные регионы исторически снабжались российским бензином, и цена на ГСМ в Казахстане всегда была с учетом уровня импортного составляющего.
Относительно дефицита ГСМ, думаю, опасения экспертов также не оправдаются, у меня позитивные прогнозы, так как уверен, что в рамках ЕЭП стимулируется бизнес активность, с учетом формирования общего рынка нефтепродуктов.
Более того, в рамках Единого экономического пространства подписано Соглашение о порядке организации и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, который предусматривает приоритетное обеспечение потребностей государств-участников ЕЭП.
Oilexp: Мажит Тулеубекович, как Вы относитесь к реализации ГСМ на бирже?
Биржа является рыночным механизмом, который должен обеспечить прозрачность ценообразования, а также доступность соответствующих товаров. В этой связи, мы вносили соответствующие предложения в уполномоченный орган о необходимости включения ГСМ в перечень товаров, реализация которых в обязательном порядке должна осуществляться через биржу. Однако, в связи с вводом в действие нового Закона о госрегулировании производства и оборота нефтепродуктов, данный вопрос потерял свою актуальность.
В свою очередь, необходимо отметить, что биржевая площадка является возможным местом для сговора его отдельных недобросовестных участников в целях манипулирования рынком. В этой связи, мы планируем проведение соответствующей работы по выявлению и пресечению таких фактов.
Oilexp: В Казахстане принят новый закон, регулирующий рынок нефтепродуктов, что нового в этом законе?
Да, в августе прошлого года принят новый Закон о госрегулировании производства и оборота нефтепродуктов. Одним из важных новшеств указанного Закона является исключение излишних посреднических структур на данном рынке. Законодательно закреплены принципы поведения игроков на рынке, исключающие возможность многократной пепепродажи нефтепродуктов. Данная мера была обусловлена проблемой наличия огромной цепи «непродуктивных» трейдеров, которые на бумаге перепродавали между собой один и тот же объем ГСМ, что приводило к искусственному удорожанию нефтепродуктов на рынке. Законом также предусмотрена поставка обязательных гарантированных объемов нефтепродуктов в дефицитные регионы республики, а также установление предельных уровней розничных цен на нефтепродукты.
Законодательно закреплены полномочия государственных органов, к примеру, Агентство по регулированию естественных монополий совместно с Министерством нефти и газа устанавливает уровень предельных розничных цен на ГСМ, Министерство нефти и газа утверждает график поставки нефти на НПЗ и нефтепродуктов в регионы республики и т.д. При этом, установление предельных цен в рознице не освободило оптовых поставщиков ГСМ от обязанностей устанавливать «справедливые» цены, применять равные условия, обеспечить свободный доступ к своим ресурсам, т.е. в целом соблюдать правила «игры» на этом рынке. Обеспечение указанных условий осуществлялось и осуществляется Агентством по защите конкуренции в соответствии с нормами антимонопольного законодательства республики Казахстан, согласно которому запрещается установление монопольно высоких цен, совершение антиконкурентных соглашений и согласованных действий, злоупотребление доминирующим положением.
Нашим агентством по признакам злоупотребления доминирующим положением, антиконкурентных соглашений и согласованных действий были проведены расследования в отношении более 60 оптовых поставщиков, и более 100 розничных поставщиков ГСМ. Итоги антимонопольного расследования подтвердили факты нарушения со стороны игроков рынка, которые повышали цены на ГСМ без экономически обоснованных на то причин и были возбуждены дела об административных правонарушениях, суды поддержали решения нашего ведомства. В списке нарушителей оказались самые крупные игроки, как АО «КазМунайГаз Онимдери», ТОО «Гелиос», ТОО «Refinery Company RT» и другие. В настоящее время начато процедура расследования в отношении одного из крупных поставщиков авиатоплива ТОО «Торговый Дом ПетроКазахстан» на предмет установления монопольно высокой цены.
Агентством также проводится расследование в отношении давальцев нефти, однако указанные давальцы, обосновывая свои доводы по поводу повышения цен на ГСМ, ссылаются на рекомендацию уполномоченного органа в области производства нефтепродуктов, данный вопрос агентством проверяется.
Oilexp: Не приведет ли данный закон к дальнейшей монополизации рынка?
Нет, наоборот данный закон ограничивает монополизацию рынка нефтепродуктов. Согласно нормам закона рыночная доля одного розничного реализатора нефтепродуктов (либо нескольких реализаторов внутри одной группы лиц) не должна превышать 35% на территории населенного пункта численностью более десяти тысяч человек или административного района.
_________________________________________________________________________________________
О том, что нас ждет в новом году на рынке топлива Вы можете узнать на III Международном Форуме «Биржевой и внебиржевой рынки нефти и нефтепродуктов РФ», который состоится 24-25 января 2012 г., в Москве, в «Президент-Отеле».
Ознакомится с Программой Форума можно в разделе «Бизнес-мероприятия».
Подать заявку на регистрацию Вы можете здесь.
_________________________________________________________________________________________
Поделиться в соц.сетях
Интересно, а какого из участников Мажит Тулеубекович видит на бирже Казахстана в качестве продавцов? Рынок Казахстана — это монополия «Казмунайгаз»! Или я ошибаюсь?