Азербайджан занялся инфраструктурой для увеличения экспорта из Каспийского бассейна

Азербайджан планомерно реализует свои проекты по доставке энергоносителей из Каспийского бассейна на мировые рынки. Особенно стоит отметить, что объем добываемой нефти в Азербайджане стабильно растет. С увеличением объемов добычи нефти растет и его экспорт. За семь месяцев АМОК экспортировала в различных направлениях 17,453 млн. тонн нефти сорта Azeri Light, что на 6,8 млн. тонн больше аналогичного периода прошлого года. C апреля АМОК полностью прекратила экспорт нефти по северному трубопроводному маршруту Баку — Новороссийск и по железной дороге в направлении грузинского черноморского порта Батуми (кроме компаний Exxon и Devon, являющихся участниками АМОК). Как сообщили в АМОК, в январе-июле по трубопроводу Баку-Супса («западный» маршрут) нефть не экспортировалась из-за проведения ремонтных работ на трубопроводе. Кстати, растет добыча и на газоконденсатном месторождении «Шахдениз». Пишет www.rusenergy.com
В январе — июле текущего года Азербайджан получил с газоконденсатного месторождения «Шахдениз» 708,10 млн. кубических метров газа (больше прогноза на 27,4 процента), сообщили в Государственной нефтяной компании Азербайджана. В июле с месторождения было передано 169,35 млн. кубических метров газа. В настоящее время на месторождении работают три скважины. Их потенциальный суточный дебит оставляет около 15 млн. кубических метров газа. В октябре на месторождении начнет работать четвертая скважина. Предполагается, что после этого суточный дебит увеличится еще на 5 млн. кубических метров. В рамках «Стадии-1» проекта разработки «Шахдениз» будет добываться 8,6 млрд. куб метров газа в год на стадии плато («Тренд»). Между тем, Национальная нефтегазовая компания Казахстана «КазМунайГаз» и Государственная национальная компания Азербайджана (ГНКАР) в среду в Астане подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в нефтегазовой отрасли и меморандум о совместной реализации Транскаспийского проекта, сообщается в совместном пресс-релизе компаний. Транскаспийский проект является частью проектируемой в настоящее время Казахстанской каспийской системы транспортировки углеводородов (ККСТ). «Подписанное соглашение декларирует обоюдные намерения сторон продолжать взаимовыгодное сотрудничество в нефтегазовой отрасли и содержит соответствующие договоренности по транспортировке и транзиту казахстанской нефти, нефтепереработке и нефтехимии, а также совместному использованию нефтегазовой инфраструктуры ГНКАР», — сказано в сообщении.
В соответствии с подписанным меморандумом, стороны намерены совместно реализовать Транскаспийский проект, в состав которого войдут нефтетерминалы на казахстанском побережье Каспийского моря, танкеры и суда, нефтеналивные терминалы на азербайджанском побережье Каспийского моря и соединительные сооружения до системы Баку-Тбилиси-Джейхан. Как сообщил на брифинге в среду глава «КазМунайГаза» Узакбай Карабалин, при объеме транспортировки казахстанской нефти по Транскаспийской системе в сторону Азербайджана до 20 млн. тонн в год ее перевалка будет осуществляться посредством танкеров, а при дальнейшем увеличении объемов транспортировки будет рассматриваться возможность строительства нефтепровода. «Мы будем начинать с перевозок танкерами. Мы давно об этом говорили: минимум до 20 миллионов мы будем перевозить танкерным флотом и в дальнейшем, с увеличением эффективности этого направления, будет вопрос о строительстве трубопроводного транспорта», — сказал он. Вместе с тем, «КазМунайГаз» и ГНКАР рассматривают возможность строительства в будущем трубопровода от Баку до Черного моря для транспортировки казахстанской нефти на мировые рынки. «Сейчас заканчивается проект по увеличению мощности БТД до 1,2 млн. баррелей в сутки, и есть программа по расширению до 1,8 млн. баррелей в сутки. БТД нужно расширить. В дальнейшем есть другие планы увеличения мощности Баку-Тбилиси-Джейхан, когда казахстанской нефти будет больше. Мы можем построить трубопровод от Баку до Черного моря. Мы это тоже рассматриваем совместно», — сообщил в свою очередь президент ГНКАР Ровнаг Абдуллаев. Он отметил, что «есть терминалы, которые находят ся на Черном море, подходящие для перевалки казахстанской нефти». Глава компании добавил, что «КазМунайГаз» и ГНКАР создают на паритетных началах совместное предприятие в рамках создания Транскаспийской системы. «Мы подписали соглашение, где «КазМунайГаз» и ГНКАР создают совместную компанию для выполнения этих работ. Это строительство портов в Курыке (на казахстанском побережье Каспия — ИФ) и подключение к БТД», — сказал он. Как сообщалось, ККСТ предназначена для экспорта возрастающих объемов казахстанской нефти, добываемой, в первую очередь, на месторождениях Кашаган и Тенгиз, через Каспийское море на международные рынки посредством энергетического коридора Восток-Запад по маршруту Ескене-Курык-Баку-Тбилиси-Джейхан (Интерфакс-Казахстан).
Планируется, что ККСТ обеспечит на начальном этапе транспортировку 500 тыс. баррелей в сутки (23 млн. тонн в год) с последующим увеличением до 750 тыс. — 1,2 млн. баррелей в сутки (35-56 млн. тонн в год). Параллельно на этой неделе американская компания Nexant представит ОАО «Азербайджанская инвестиционная компания» (АИК) окончательный отчет по объему инвестиций в проект создания «Нефтегазового терминала Сангачал-Гарадаг», сообщил исполнительный директор АИК Анар Ахундов. По предварительным заявлениям консультанта, стоимость проекта может быть увеличена. Ранее заявлялось об объеме инвестиций в проект в размере 90 млн. долларов. В этой связи Nexant должна обосновать причины увеличения объема и связь его с расширением мощностей данного терминала. Решением Наблюдательного совета АИК от 29 июня инвестиционная компания вложит в терминал 9 млн. долларов. По заключенному между АИК и «Кавказтранссервис» (входит в группу Azersun Holding) договору, компания за счет вложенных средств приобретет 25 процентов уставного капитала ЗАО «Нефтегазовый терминал Сангачал-Гарадаг». АИК также оказывает всяческую поддержку основному акционеру проекта — «Кавказтранссервис» в привлечении кредитных ресурсов для строительства терминала. Конкретные обращения к кредиторам последуют после завершения работы над ТЭО проекта. Между тем уже ведутся переговоры с Исламским банком развития, Европейским банком реконструкции и развития и другими финансовыми структурами. Ахундов считает, что в случае подтверждения интереса со стороны Азиатского банка развития, в соответствии с меморандумом о взаимопонимании АИК приступит к переговорам с ними. Основной целью инвестиционного проекта является строительство нефтегазового терминала на территории Гарадагского района Баку. Посредством этого терминала предполагается прием сырой нефти из Казахстана и Туркменистана, которая будет транспортироваться в терминалы на берегу Черного моря и в порт Джейхан по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. На первом этапе мощность терминала составит 12 млн. тонн (10 млн. тонн нефти и 2 млн. тонн конденсата) и в будущем предполагается увеличить эти объемы до 40 млн. тонн («Тренд»).

Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Нефть. Цены по сортам на 16 января 2025
По данным ОПЕК, в 2026 г. потребление вырастет на 1,43 млн баррелей в сутки. Почти на столько же вырастет спрос и в 2025 г. — на 1,45 млн баррелей в сутки.
Греция призывает ЕС быстро отреагировать на резкий рост цен на энергоносители
Греция призывает Евросоюз ускорить решение проблемы высоких цен на электроэнергию и природный газ в блоке, которые подрывают ее конкурентоспособность, а также обременяют домохозяйства, написал премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис в письме на имя председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен, с которым ознакомилось агентство Bloomberg News.