Арктика: Шельф придется защищать силой

В Арктике завершила свою работу океанологическая экспедиция, которая уточняет внешние границы континентального шельфа России. Ученые собирали доказательства в пользу увеличения северных территорий России. Несмотря на бравурные статьи, которыми встретила это известие российская пресса, битва за Арктику только началась. Как полагают эксперты, если Россия не обозначит свои претензии на регион конкретным экономическим и военным присутствием, страна может потерять не только новые земли, но и те, что уже имеет, сообщает РБК-daily.

Атомный ледокол «Россия» с океанологической экспедицией, уточнявшей границы страны, вернулся в порт Мурманска накануне. Исследования понадобились для того, чтобы Россия представила обоснования своих территориальных претензий на арктические земли в ООН. Дело в том, что в советские времена Арктика была поделена на пять секторов, основанием которых служили северные границы СССР, США, Канады, Дании и Норвегии, меридианы и Северный полюс. Причем территорией государства признавались все земли и острова, расположенные в пределах каждого сектора, а принадлежность вод и дна также определялась законами, действующими в отношении других территорий мирового океана.

В 1982 году была подписана Конвенция ООН по морскому праву, которая определяла, как должны пройти границы по дну Арктического океана. Согласно документу, границы экономической зоны прибрежных государств были установлены на расстоянии 200 морских миль (370 км) от берегов материка и островов. В пределах этой зоны государствам разрешалось распространять свой суверенитет на морское дно, разведывать и разрабатывать залегающие под ним природные ресурсы. Кроме 200-мильной зоны конвенция установила особый статус для континентального шельфа, предусмотрев возможность расширения границы экономической зоны, если страна докажет, что шельф простирается за пределы 200-мильной зоны.

В 2001 году Россия попыталась заявить претензии на то, что имеет право на расширение своих северных границ и направила в специальную комиссию ООН «Заявку по обоснованию внешней границы континентального шельфа». Однако заявку заморозили, а от России потребовали дополнительных доказательств. На днях российские ученые собрали требуемые подтверждения. Полученные в результате экспедиции замеры будут оформлены в документ, который к 2009 году Россия представит в ООН. Это и должно дать нашей стране право считать своей большую часть морских территорий Арктики.

Хотя ученые уверяют, что доказать единство материка смогут почти наверняка, эксперты считают, что праздновать победу еще рано. Несмотря на то что Россия стала первой страной, оформившей территориальные претензии в соответствии с Конвенцией 1982 года, политики давно ведут споры о том, чьим продолжением следует считать подводное образование. В Норвегии, к примеру, полагают, что хребет Ломоносова – это продолжение Шпицбергена. Дания считает хребет продолжением шельфа Гренландии. А Канада в конце 1950-х вообще предъявила права на Северный полюс. Тогда международный суд постановил, что территория может отойти к этой стране, если в течение 100 лет никто аргументировано не докажет, что дно Северного Ледовитого океана принадлежит ему.

Учитывая антироссийскую кампанию, которая развернута сегодня в мировой прессе во многом из-за энергетической зависимости от России европейских стран, можно предположить, что делимитировать водную границу нам, скорее всего, не дадут. Во всяком случае наблюдатели смотрят на это скептически. Как заявил РБК daily эксперт Дмитрий Евстафьев, формальное признание и наша попытка продавить это наверняка столкнутся с очень большим противодействием. Построить препоны выгодно абсолютно всем заинтересованным в углеводородах странам. На сегодняшний день в Арктике выявлено более 20 крупных нефтегазовых месторождений, и в 10 из них перспективность недр уже доказана. Согласно прогнозам Минприроды РФ двухгодичной давности, на площади 6,2 млн кв. км сосредоточены запасы в 15,5 млрд тонн нефти и 84,5 трлн кубометров газа. Это примерно четверть (20–25%) общемировых запасов углеводородов. И на бόльшую их часть претендует Россия.

Такое положение вещей в корне не устраивает и без того зависимых от российской нефти и газа европейцев и жаждущих заполучить собственные запасы углеводородов американцев. Так что России, скорее всего, попытаются навязать интернационализацию Арктической акватории. То есть оформить совместное использование недр и транзитных путей. Подготовка к этому фактически уже началась с созданием в рамках ООН Арктического совета. Подобная структура навязывает России внешнее освоение Арктики даже в рамках тех территорий, что ранее принадлежали СССР.

Единственный вариант закрепить за собой арктические территории – обозначить свои претензии на регион конкретным экономическим и военным присутствием, то есть закрепить свои владения де-факто. По словам Евстафьева, для развития российской Арктики нужны решения об особом экономическом статусе территорий, которые поощряли бы инвестиции в них частного капитала и создавали бы условия для жизни людей и развития региона. Причем регион нуждается не просто в денежных вливаниях, а в создании нормальной культурно-социальной системы жизни. «Если это удастся сделать, нашим западным коллегам ничего не останется, как признать наши претензии на Арктику», – считает Евстафьев.

Впрочем, пока в отношении к региону у России по определению эксперта прослеживается «тактика ЮКОСа» – в перспективное развитие региона средства не вкладываются, основной упор делается на вложения, приносящие быстрые доходы. Иными словами, задача – выкачать как можно больше, а там – трава не расти. В федеральной целевой программе «Мировой океан» – единственной, в которой обозначены арктические планы России, даже не прописано, какая часть федеральных средств должна расходоваться на этот регион. Финансирование Арктики каждый год зависит от того, смогут ли депутаты договориться с Минприроды и пропихнуть в бюджет России хоть какие-то цифры. Между тем освоение таких территорий в рамках федерального бюджета невозможно, считает Евстафьев. По убеждению эксперта, Арктика останется российской только при условии создания специальных программ, которые в основе своей имеют частно-государственное партнерство (ЧГП). Чтобы таковые запустить, на первые 3–5 лет нужно минимум 20 млрд долл.

Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Bloomberg сообщил о планах ЕС отказаться от СПГ и алюминия из России
Bloomberg: ЕС хочет отказаться от СПГ и алюминия из России в рамках санкций
Глава ПМР: Россия поставит газ в Приднестровье в виде гуманитарной помощи
Красносельский: Россия поставит газ в Приднестровье в виде гуманитарной помощи