Антимонопольщики обвинили нефтяников в росте цен на керосин. Штраф может достигнуть 500 млн. долларов
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) приняла решение о возбуждении дел в отношении ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз» по признакам нарушения пункта 1 статьи 10 закона «О защите конкуренции» («Злоупотребление доминирующим положением на рынке»). Как сообщили «URA.Ru» в пресс-службе ФАС, признаки нарушений антимонопольного законодательства со стороны нефтяных компаний усматриваются в установлении монопольно высокой цены на оптовых рынках авиакеросина и дизельного топлива в России.
Кроме того, в действиях ОАО «Газпром нефть» усматриваются признаки нарушения пунктов 6 и 8 статьи 10 закона «О защите конкуренции», выразившиеся в установлении экономически, технологически и иным образом необоснованных различных цен (тарифов) на один и тот же товар, а также в создании дискриминационных условий для покупателей на оптовом рынке авиакеросина в РФ.
Нефтяники обвинения опровергают. «Мы действуем строго в рамках законодательства»,- заявили «Коммерсанту» в «Роснефти», обещая сотрудничать со службой, чтобы доказать свою правоту. В «Газпром нефти» настаивают, что для роста цен существуют объективные факторы, например увеличение стоимости нефти в мире. В трех других нефтекомпаниях также отметили, что работают на рыночных условиях, но от комментариев отказываются. В ФАС уточняют, что разбирательство пока не завершено, и говорить о санкциях рано. КоАП за злоупотребление доминирующим положением предусматривает штраф в размере 1-15% от выручки, полученной за товар на рынке, где совершено правонарушение, но не более 2% всей выручки. Глава ТД ТОАП Евгений Островский оценивает этот рынок в 4 млрд. долларов, то есть с учетом доли пятерки в 75% штраф может составить до 475 млн. долларов.
Подорожание авиакеросина волнует ФАС уже месяц — в середине июня цены на топливо в российских аэропортах стали выше, чем в Западной Европе, в результате снижения европейских топливных котировок на фоне роста отпускных цен на авиакеросин в России. ФАС возбудила дело для расследования этого факта. Дизтопливо в России со второй половины июня стоит в среднем больше, чем автомобильный бензин, причем в десяти городах оно дороже бензина Аи-95. По данным ИЦ «Кортес», среднемесячные отпускные цены российских НПЗ на дизтопливо с января по июль выросли на 53,5%, на авиакеросин — 37,7%. Российские авиакомпании уже заявили, что рост стоимости топлива приведет к снижению их прибылей. Первым стал «Аэрофлот», который в 2007 году получил по МСФО 313,4 млн. долларов прибыли (рост на 21,4%), но предупредил о ее возможном падении в 2008 году. «Сибирь» и ГТК «Россия» тоже прогнозируют падение показателей из-за роста цен на керосин.
В июне вице-премьер Игорь Сечин предложил Минтрансу, Минэнерго и ФАС до 27 августа разработать меры по обеспечению конкуренции «в сфере снабжения топливом и ГСМ» в аэропортах. 11 июля на проблему обратил внимание Владимир Путин. Он отметил, что «цены на авиатопливо в России самые высокие в мире», и порекомендовал ФАС «наконец проснуться» и «активно, эффективно исполнять свои функции», пригрозив применить в противном случае «кадровые решения». Правда, нефтяников премьер не обвинял, говоря о монополизме топливозаправочных комплексов (ТЗК) в аэропортах и необходимости строительства новых ТЗК. Чиновники Минтранса предлагали ввести тарификацию работы аэропортовых ТЗК (о разных взглядах государства на проблему см. материал на этой же странице). К нефтяникам до сих пор апеллировал только глава Росавиации Евгений Бачурин, предлагая в установочном порядке повысить объемы производства.
Эксперты считают, что нефтяники работают на рыночных условиях. «Алчность — это двигатель рынка, бизнесмен просто обязан продавать максимально эффективно в рамках существующих ограничений,- считает Евгений Островский.- В ситуации, когда производители имеют территориальное доминирование и у них нет других ограничений, кроме психологических, упрекать их в том, что они стремятся продать подороже, некорректно». По мнению финансового директора «Сибири» Ильи Александровского, причина роста цен на авиатопливо — увеличение цен на нефть, по сути, монопольная структура производства и монополия сервисных компаний в ряде аэропортов. Выходом из сложившейся ситуации могла бы стать биржа нефтепродуктов, которая должна была заработать еще год назад, полагает директор по развитию и маркетингу ИЦ «Кортес» Павел Строков. Биржа, поясняет эксперт, могла бы дать рынку тот ценовой ориентир, в котором он нуждается.