Аналитики: Турция не скоро найдет альтернативу углеводородам из России
Турции в случае обострения отношений между Анкарой и Москвой будет проблематично в ближайшем будущем заменить поставки углеводородов, в особенности газа, из России, поскольку они занимают весомую долю в энергобалансе страны, считают опрошенные РИА Новости аналитики. Поэтому пришедшая из Европы «мода» на снижение энергетической зависимости от России может обернуться для страны потерей времени и денег.
Ранее во вторник премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил о возможном введении ответных санкций против России при необходимости. В то же время он выразил надежду, что кризис в отношениях между двумя странами будет преодолен, и к этим мерам прибегать не придется.
«Я думаю, что они не будут вводить санкций в отношении поставок газа, так как это было бы для них крайне обременительно с экономической точки зрения. И для энергетической безопасности тоже очень проблематично, так как примерно 50-60% потребления газа Турцией составляет импорт из России», — считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
«Я бы здесь обратил внимание на то, что как бы Европа ни хотела снизить свою зависимость от российского газа, ничего не получается. Здесь есть над чем подумать и турецким партнерам. Поскольку они могут отвернуться от до сих пор надежной России и попасть в объятия ближневосточных друзей, которые не отличаются последовательностью ни в дружбе, ни в бизнесе», — сказал аналитик компании «Сбербанк КИБ» Валерий Нестеров.
Возможности для маневра
Учитывая текущее перепроизводство нефти на рынке, Турция в принципе может заменить поставки нефти и нефтепродуктов из России, считает Нестеров. По его словам, прежде всего, есть возможность дополнительных поставок из Ирака, так как нефть Urals по качеству близка к киркукской нефти из Курдистана. Кроме того, Иран может воспользоваться этой ситуацией при возможности.
«Поэтому я считаю, что с точки зрения ограничения на поставку российской нефти и нефтепродуктов здесь возможны варианты, но все зависит от контрактной основы. Там есть и долгосрочные контракты, которые придется выполнять. Поэтому я не думаю, что речь может пойти о полном прекращении, скорее о некотором постепенном сокращении зависимости от поставок нефти и нефтепродуктов из России», — рассуждает аналитик.
Однако что касается газа, тут Турция в более сложном положении. В настоящее время страна получает газ из четырех источников, основным из которых является Россия.
В 2014 году «Газпром» экспортировал в Турцию 27,4 миллиарда кубометров газа. При этом ранее Анкара запрашивала российскую сторону об увеличении поставок газа по «Голубому потоку» с 16 до 19 миллиардов кубометров в год. Однако министр энергетики РФ Александр Новак говорил, что мощность этого газопровода будет увеличены только на 1 миллиард кубометров.
По мнению отраслевых экспертов, эти объемы быстро заменить поставками из других источников невозможно. «Мгновенно отказаться от российских углеводородов они (турки — ред.) не могут, так как потребление российского газа составляет, наверно, 50-60% (всего потребления Турции — ред.)», — сказал аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук.
Помимо России, Турция получает газ из Ирана. «Там порядка 6 миллиардов кубометров в год, и поставки (осуществляются — ред.) с проблемами. Иран высокие цены выставлял, они судились… И труба еще не построена. И я не считаю, что Иран в ближайшие годы способен серьезно нарастить экспорт в Турцию», — указывает Нестеров.
Азербайджан также является источником поставок газа в Турцию. Но те поставки, которые возможно осуществить в рамках строящихся проектов — TAP и TANAP — все законтрактованы, из них только часть предназначены для Турции. «Увеличить эти поставки проблематично, потому что эта труба строится в основном для Европы. Европе самой нужен газ. Тут я перспектив расширения поставок для Турции также не вижу», — отметил Нестеров.
Четвертый источник — это сжиженный природный газ (СПГ). Но у Турции недостаточное количество приемных терминалов, которые при наращивании импорта необходимо будет строить. Необходимы будут и подземные хранилища газа (ПХГ), но такое хранилище у Турции пока только одно.
«Потенциальные источники поставок газа есть. До 2020 года ожидается избыточное предложение газа в связи с запуском многих проектов в США, в Австралии, например. Много газа рядом есть в Катаре. Но это все дороже… Все это против здравого смысла и против экономики. «Газпром» предлагает надежные поставки, короткое плечо поставок, долгий опыт сотрудничества», — считает аналитик «Сбербанка КИБ».
«Чисто физически при определенном напряжении на малоэффективные проекты Турция сможет снизить зависимость от поставок российского газа через несколько лет, но это при больших затратах и при высокой вероятности того, что отношения между двумя странами к тому времени восстановятся до нормальных», — заключает Нестеров.