А.Маркарян: «Газ — это не краеугольный камень нашего стратегического партнерства»

Сегодня начинается визит в Россию премьер-министра Армении АНДРАНИКА МАРКАРЯНА. Завтра он проведет переговоры со своим российским коллегой Михаилом Фрадковым, а в субботу вместе с первым вице-премьером Дмитрием Медведевым в Санкт-Петербурге торжественно закроет Год Армении в России. Накануне визита господин Маркарян ответил на вопросы корреспондента КомменсантЪ’а

– Как вы оцениваете нынешний уровень армяно-российских отношений?

– Армяно-российские отношения выстраиваются в духе стратегического партнерства и союзнических отношений, основанных на взаимном уважении суверенитета, равноправии и соблюдении взаимных интересов. 2005 год был объявлен Годом России в Армении, а 2006 год – Годом Армении в России. Нам удалось создать атмосферу, необходимую для дальнейшего развития политического диалога, военно-технического, торгово-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества. Реализуются программы в энергетической, транспортной и банковской сферах, в области металлургии и химии. Развиваются прямые связи между областями Армении и регионами России.

– Как повлияло на отношения Москвы и Еревана российско-грузинское противостояние?

– Действительно, сегодня существуют непростые вопросы в российско-грузинских отношениях, но мы уверены, что ресурс урегулирования отношений между Москвой и Тбилиси далеко не исчерпан. Ведь нельзя отбрасывать в сторону и в одночасье предавать забвению накопленный веками потенциал отношений российского и грузинского народов со своими добрыми традициями и духовной общностью. Мы заинтересованы в скорейшем разрешении проблемных аспектов российско-грузинских отношений, так как сотрудничество между Россией и Грузией является одним из важных компонентов стабильности в нашем регионе, без которого трудно представить осуществление взаимовыгодных региональных экономических проектов.

– Как сказался на стратегическом партнерстве России и Армении газовый вопрос? Согласен ли Ереван с повышением цены на российский газ?

– Обозначение отношений двух государств термином «стратегическое партнерство» говорит о наличии очень высокого уровня отношений практически во всех сферах. В основе стратегического партнерства Армении и России лежит тесное взаимодействие наших стран в политической, военной, торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной областях, общее видение развития мирового порядка, высокий уровень координации на международной арене, соблюдение национальных интересов. И я бы не хотел выделять газовую сферу в качестве краеугольного камня нашего стратегического партнерства.

Газ – это только одна из сфер нашего энергетического сотрудничества. Мы эффективно взаимодействуем в области атомной энергетики, тепло- и гидроэнергетики и так далее. У России свои основания повышения цен на газ, обусловленные многими факторами. Но в то же время наше стратегическое партнерство должно быть застраховано от текущей политической и экономической конъюнктуры и исходить из логики долгосрочного взаимодействия.

– Будет ли газопровод Иран–Армения передан под контроль «Газпрома», как скоро это может произойти?

– Строительство газопровода еще не завершено, пока рано говорить о его передаче или непередаче какому-либо оператору, в том числе и «Газпрому». Армения и Иран давно и успешно сотрудничают в области энергетики, и газопровод Иран–Армения является одним из ключевых двусторонних энергетических проектов. Он находится на стадии строительства, и в ближайшее время состоится открытие первого этапа газопровода. Это участок Мегри–Каджаран протяженностью 39,5 км.

– Состоится ли тендер по передаче в концессию армянских железных дорог? Насколько реальна их передача РАО РЖД?

– Несмотря на транспортную блокаду Армении, наша страна имеет высокий транзитный потенциал, в частности, в области железнодорожного сообщения. На сегодняшний день железным дорогам Армении требуются структурные реформы и значительные инвестиции. Исходя из этого, правительство Армении приняло решение о первоочередных мероприятиях реформирования сферы железнодорожного транспорта, одним из которых является подготовка к проведению тендера по передаче в концессию армянских железных дорог. При объявлении тендера «Российские железные дороги», как и другие компании, имеют право на участие в нем, и каких-либо преференций для отдельных компаний не будет.

– Азербайджан и Грузия стремительно углубляют сотрудничество с НАТО. Планирует ли Армения последовать примеру своих соседей?

– Отношения с НАТО Армения рассматривает в качестве важной составляющей политики евроинтеграции. Развитие сотрудничества Армении с НАТО непосредственно вытекает из интересов обеспечения безопасности в регионе, и Армения продолжит совместное осуществление программ с этой организацией. Мы стремимся поднять отношения с альянсом на качественно более высокий уровень. Армения всегда выступает в пользу развития регионального сотрудничества в рамках программы «Партнерство во имя мира» и поддерживает все шаги НАТО в этом направлении. С 2004 года в отношениях Армении с НАТО центральную роль играет «Программа индивидуального партнерства», которая включает все возможные сферы сотрудничества нашей страны с альянсом и является эффективным механизмом дальнейшего развития сотрудничества.

В то же время хотел бы отметить, что Армения является членом ОДКБ и строит систему своей национальной безопасности в рамках этой организации.

– В этом году Грузия первой из всех стран СНГ приблизилась к вступлению в НАТО, перейдя на интенсивный диалог с альянсом. Как в Армении относятся к перспективе появления НАТО на Кавказе?

– Прежде всего хочу напомнить, что Армения, сначала как республика в составе СССР, а с 1991 года как независимое государство, граничит с Турцией, которая с 50-х годов прошлого столетия является членом НАТО.

Вступление в ту или иную международную структуру является суверенным правом каждого государства. В этом контексте мы с пониманием относимся к желанию Грузии вступить в НАТО. Важно не допустить возникновения новых разделительных линий в нашем непростом регионе, где имеется много неразрешенных конфликтов. Наша позиция исходит именно из этого принципа.

– Что в Армении думают о ситуации вокруг Ирана? Как обострение иранского кризиса может повлиять на экономику страны?

– Армения признает право Ирана на развитие ядерной энергетики в мирных целях и исходит из необходимости урегулирования проблемы иранской ядерной программы путем диалога. Мы считаем, что обострение ситуации вокруг Ирана может обернуться негативными последствиями для региональной безопасности и стабильности в целом.

Последние 15 лет армяно-иранское сотрудничество развивается в позитивном русле. Наши отношения строятся на основе конструктивного диалога и взаимного доверия. Одним из приоритетных направлений нашего партнерства являются торгово-экономические связи. Мы развиваем взаимовыгодное сотрудничество в области промышленности, энергетики, торговли, транспорта. Одним из крупных экономических проектов наряду с газопроводом Иран–Армения является строительство гидроэлектростанций на пограничной реке Аракс. И таких примеров очень много.

Важной составляющей наших отношений является сфера транспорта. Иран для Армении стал альтернативным выходом во внешний мир на фоне транспортной блокады Армении со стороны Турции и Азербайджана. Наработанный за годы межгосударственного сотрудничества экономический потенциал является нашим общим достижением, которое мы должны сохранять и развивать. Чем быстрее разрешится ситуация вокруг Ирана, тем в большем выигрыше окажутся страны региона, в котором установятся мир и стабильность.

Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Запасы газа в Европе истощаются рекордными темпами (Видео)
Европейские газовые хранилища истощаются рекордными за последние 7 лет темпами. Об этом сообщило агентство Bloomberg.
Нефть будет стоить в среднем $65 в 2025 году
По мнению Bank of America Corp., в этом году нефть марки Brent будет стоить в среднем $65 за баррель, поскольку рост добычи нефти в странах, не входящих в ОПЕК, будет опережать рост мирового потребления нефти.