Александр Лосев: цены на нефть должны вырасти

Александр Лосев, генеральный директор УК «Спутник — Управление капиталом», считает, что на нефтяные цены влияет не только баланс между добычей и потреблением, но и торги на бирже. И, возможно, именно здесь скрыт секрет, почему цены на нефть скоро пойдут вверх.

Очередь из экспортеров

На нефтяном рынке образовался сильный «медвежий» тренд. Аналитики продолжают прогнозировать дальнейшее снижение цен на нефть из-за переизбытка предложения углеводородов и сокращения спроса на сырье. Вероятность падения цен увеличивают еще и снижение темпов роста китайской экономики, и возврат на рынок иранской нефти.

Кажется, что российский рубль, не находя опоры в сжимающейся экономике, окончательно подчинился динамике нефтяных цен и нарастание проблем российской экономики будет продолжаться бесконечно.

Оснований для снижения нефтяных цен действительно более чем достаточно. Страны ОПЕК увеличили добычу нефти до максимума за последние три года. Саудовская Аравия, потеряв рынок США, наращивает нефтедобычу до рекордных 10,6–11 млн барр. в день и занимается ценовым демпингом, стремясь сохранить хотя бы азиатский рынок. На его долю до «сланцевой революции» приходилось 68% саудовского экспорта. Не отстают и компании США, нарастившие, если верить Statistical Review of World Energy-2015, добычу и сланцевой, и обычной нефти до пикового уровня 11,5 млн барр. в сутки. Замыкает тройку лидеров нефтедобычи Россия с рекордными для наших компаний дневными цифрами 10,5–10,8 млн барр. Где-то на очереди Иран, Ирак и Ливия. Все эти факты заставляют аналитиков считать, что избыточное предложение нефти будет еще очень долго давить на цены.

Но чтобы оценить вероятность самого негативного сценария, нужно сначала понять механизм ценообразования на рынке нефти. Механизм этот содержит в своей основе биржевые фьючерсы. И временами биржевая торговля очень сильно отличается от классического определения цены товара на основе баланса фактической добычи и реального потребления.

Потребление нефти в мире растет

То, что мы привычно считаем ценами на нефть, на самом деле является ценами фьючерсных контрактов на нефть с поставками в определенные даты. В биржевых торгах фьючерсами участвуют не только производители и потребители нефти, но и финансовые инвесторы, инвестиционные банки, хедж-фонды и огромное количество спекулянтов, склонных принимать те или иные решения исключительно по заголовкам новостей.

Чтобы купить или продать определенное количество нефти, не нужно перечислять полную стоимость или сразу фрахтовать танкеры: достаточно внести относительно небольшой объем гарантийного обеспечения. В 2012‒2013 годах биржевые спекулянты и финансовые инвесторы, вдохновленные политикой количественного смягчения ФРС США и беспрецедентным денежным предложением, смогли удержать цены на нефть выше отметки $100, несмотря на бурный рост добычи и растущее предложение нефти, что позволило привлечь инвестиции в нефтегазовую отрасль и вызвало «сланцевую революцию». Но стоило ФРС в октябре 2014 года завершить программу монетарного стимулирования (QE) — и сразу же началось резкое снижение цен на нефть.

Сейчас же все большее количество участников рынка сходятся во мнении, что цены должны и дальше идти вниз из-за глобального избытка предложения нефти, поэтому увеличивается объем открытых коротких позиций. Как следствие, падение оказывается сильнее, заголовки новостей становятся страшнее, а реальных фактов в отчетах аналитиков все меньше.

Между тем, согласно исследованию банка Barclays, в 2015 году потребление нефти в мире в среднем выросло на 1,6 млн барр. в день по сравнению с 2014 годом. Китай за период с января по июль 2015 года нарастил импорт нефти на 10,4% в сопоставлении с предыдущим периодом. А в самих США, где на дорогах только легковых автомобилей 255 млн штук, спрос на нефть в первом полугодии 2015 года, по данным EIA, вырос на 3%. Это значит, что пока не только нет оснований утверждать, что в 2015 году мировой спрос на нефть и нефтепродукты снижается, — напротив, есть факты, указывающие на устойчивый рост потребительского спроса.

При этом, по данным ICE Futures Europe, количество фьючерсных контрактов на продажу, открытых самими производителями нефти, достигло рекордных значений за последние пять лет. Им противостоят фьючерсные «лонги» (контракты на покупку), открытые финансовыми инвесторами. И, возможно, именно здесь скрыт «биржевой секрет» нынешнего сланцевого чуда.

Добыча на пределе возможностей

Себестоимость барреля сланцевой нефти на разных месторождениях колеблется от $20 до $80, но американские эксперты в первой половине 2015 года оценивали среднее значение безубыточности сланцевой добычи на уровне $58 за баррель. Почему сейчас объемы нефтедобычи в США не падают даже при обвале цен на WTI до $40,5?

Дело в том, что нефтяники еще в прошлом году захеджировали риски снижения цен, открыв позиции на продажу по относительно высоким прошлогодним уровням или заключив долгосрочные договоры на поставку нефти по фиксированным еще в 2014 году ценам. Поэтому сейчас нефтяные компании с лихвой компенсируют потери от продаж нефти по текущим низким ценам финансовой прибылью по нефтяным деривативным сделкам, заключенным еще осенью 2014 года, когда стоимость нефти была гораздо выше. Именно поэтому количество «шортов» со стороны производителей нефти достигло по состоянию на 31 июля 2015 года максимальных значений за последние пять лет.

Но сейчас пролонгировать подобный хедж с теми же параметрами невозможно, поскольку даже контракты с поставкой в июне 2017 года на нефть WTI стоят на уровне $52. Это означает, что в ближайшем будущем у нефтяников уже не получится компенсировать убытки от снижения цен с помощью производных инструментов. Как только произойдет экспирация фьючерсов и опционов и все хеджирующие контракты будут исполнены, придется реально закрывать проекты и массово сокращать персонал и добычу нефти соответственно. Поэтому сейчас большинство экспертов сходятся во мнении, что добыча нефти в Соединенных Штатах пострадает, если цены до начала 2016 года останутся на текущих уровнях. Агентство Moody’s уже отмечает растущие риски дефолтов по долговым обязательствам нефтегазовых компаний США.

Спад производства нефти в США можно ожидать в ближайшие месяцы, а вслед за этим может произойти рост цен на углеводородное сырье, потому что большинство мировых производителей нефти в странах, как входящих, так и не входящих в ОПЕК, работают на пределе своих возможностей. Во всем мире — от Норвегии и Канады до Нигерии и Вьетнама — наблюдаются проблемы с финансированием новых проектов в связи с низкими ценами на нефть, что уже в недалеком будущем может стать причиной значительного снижения объемов добычи.

Саудовская Аравия уже серьезно страдает из-за своего нефтяного демпинга, производственные мощности близки к своему пределу, а дефицит бюджета страны составляет 20% от ВВП. Что касается Ирана, то международные санкции крайне негативно сказались на состоянии иранского нефтегазового сектора. Дефицит инвестиций и отсутствие доступа к современным технологиям добычи и разведки месторождений усилили отставание от конкурентов в этой сфере. И без новых инвестиций, необходимый объем которых оценивается в $50 млрд, Ирану будет сложно существенно увеличить добычу нефти.

Таким образом, финансовые инвесторы, держащие длинные позиции в нефтяных фьючерсах, уже в следующем году, вполне возможно, окажутся в небольшом выигрыше. EIA сейчас прогнозирует среднюю цену Brent в 2016 году на уровне $59.

Все в руках ФРС

Единственное, что способно замедлить восстановление нефтяных цен, — это скорое начало цикла повышения процентных ставок ФРС США. Расширение денежного предложения или, напротив, сжатие ликвидности является одним из ключевых факторов, влияющих на глобальные рынки. Укрепление доллара к основным валютам станет негативным фактором для нефтедобычи, поскольку «утяжеление» доллара, как правило, компенсируется соответственным снижением долларовых биржевых цен на сырьевых рынках.

Но проведенная недавно Народным банком Китая девальвация юаня к доллару и сдерживающая рост потребительской инфляции в США дешевая нефть могут склонить ФРС к решению отказаться от повышения ставки этой осенью, что позитивно отразится на ценах на сырьевые товары.

Все вышеперечисленное в ближайшем будущем начнет оказывать поддержку котировкам нефти. Для России это означает паузу в девальвации рубля и некоторую стабилизацию финансовых рынков. Главное, чтобы за этим последовал рост инвестиций не только в нефтяную отрасль, а возможное восстановление нефтяных цен не помешало бы процессу модернизации российской экономики и росту секторов обрабатывающей промышленности и сферы услуг.

RBC.RU

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
"Газпром" создал в хранилищах рекордный оперативный резерв газа к зиме
"Газпром" создал к зиме рекордный оперативный резерв газа в 73,034 млрд кубов
Shell будет судиться с Venture Global из-за нарушения контрактов по СПГ
Shell начинает арбитражные слушания с Venture Global, заявил глава Shell