А. Кудрин изложил свои взгляды на проблемы, стоящие перед экономикой России
Бывший глава Минфина Алексей Кудрин в очередной раз публично изложил свои взгляды на проблемы, стоящие перед экономикой России. Он снова предупредил об опасности сложившегося положения в бюджетной политике страны и предложил ряд мер для выправления экономической и финансовой ситуации в свете глобального кризиса.
Экономическую политику властей Кудрин называет «рискованной». Он согласен с тем, что «повышение пенсий и зарплат, переоснащение армии, модернизация промышленности — все это абсолютно правильные задачи». Но вместе с тем подчеркивает, что такие меры возможны лишь в определенных условиях, которые совершенно не совпадают с имеющейся макроэкономической картиной.
«Сегодня там несколько серьезных локальных кризисов, включая кризис еврозоны, и ожидание второй волны глобального экономического кризиса, — отмечает Кудрин на страницах „Коммерсанта“. — Причем возможные масштабы последнего сейчас предположить трудно». В этих условиях экономически сильные державы вынуждены переходить в режим крайней экономии, постоянно и жестко урезая расходы. Россия не исключение, особенно если помнить о цикличности динамики нефтяных цен и возможности их обвала.
Еще один момент, на который необходимо обращать внимание при формировании государственного бюджета, — контроль за расходованием сверхдоходов от нефтегазовой отрасли. Сейчас, пишет Кудрин, они тратятся без остатка, не создавая никакого буфера «на черный день», который мог бы выправить положение с дефицитом бюджета в случае резкого падения цен на нефть. «Если в 2008 г. бюджет оказывался сбалансированным при цене в $57,5 за баррель, то бюджет 2011 г. — при $109, а бюджет-2012 балансируется только при $117,2», — констатирует бывший министр финансов.
Если в 2008 г. бюджет планировался таким образом, что даже при снижении цены на нефть с $60 до $30 дефицит не превышал бы 3% ВВП, то на 2012 г. при прогнозной цене в $100 запланирован дефицит в 1,5% ВВП. «Это означает, что при падении до тех же $60 образуется дефицит уже в 5,5%, — предупреждает Кудрин. — В этих условиях сохранение запланированного уровня расходов съест остатки резервного фонда приблизительно за год, а дальше расходы все-таки придется резать (без этого точно не получить доступ к займам) — на 2,5% ВВП, то есть 1,35 трлн рублей».
Эта колоссальная сумма — практически все, что запланировано в бюджете будущего года на образование, здравоохранение и культуру, плюс половина дотаций регионам. В таких условиях единственный способ выполнить все бюджетные обязательства — повысить налоги для бизнеса, что нанесет тяжелый удар по формирующейся в России благоприятной инвестиционной среде. Другая возможность избежать урезания бюджета — включить печатный станок, однако дополнительная эмиссия, по утверждению Кудрина, остановит и даже обнулит все потуги по модернизации российской экономики.
В числе неподъемных тягот для бюджета бывший вице-премьер перечисляет несколько госпрограмм. Во-первых, перевод учителей на среднюю по экономике страны зарплату. Во-вторых, повышение пенсий. «Но и образовательный, и пенсионный приоритеты меркнут по сравнению с приоритетом военным», — возвращается Кудрин к любимой теме, фактически ставшей ключевой в истории его отставки. Он напоминает, что «разработанная правительством и согласованная всеми ведомствами программа вооружений на ближайшие 10 лет первоначально оценивалась в 13 трлн рублей». То, что эта программа внезапно распухла до 20 трлн, вместив в себя разницу, сопоставимую с объемом всех инвестиций в основные фонды, Кудрина, мягко говоря, удивляет. «Способность оборонной промышленности сколько-нибудь эффективно усвоить эти деньги толком не прорабатывалась и вызывает большие сомнения, — отмечает финансист, — существенно более скромный оборонзаказ прошлого и этого года фактически сорван».
«С учетом сказанного считаю необходимым реалистично оценить риски новой волны кризиса и возможным — предпринять кратко- и среднесрочные меры, предотвращающие его обострение в России», — пишет Алексей Кудрин. И предлагает состоящую из пяти пунктов программу, нацеленную на стабилизацию бюджетной политики.
Первым делом, считает экс-министр, необходимо обеспечить бездефицитность федерального бюджета при цене $90 за баррель к 2015-му или, в крайнем случае, к 2017 году. Вторым шагом должен стать контроль за расходованием средств, поступающих от нефтегазового сектора, «поскольку это влияет на инфляцию, валютный курс, формирование резервов правительства и очень важно для инвесторов». В-третьих, убежден Кудрин, необходимо пересмотреть стратегию наращивания военных расходов как по оснащению, так и по денежному довольствию.
«Уже в следующем году нужно определиться со стратегией в вопросах социального и пенсионного обеспечения, чтобы рассчитать использование всех ресурсов и предусмотреть более активное вложение средств в программы развития, — так описывает Алексей Кудрин четвертую меру, необходимую для стабилизации бюджетных рисков. — Не исключаю того, что придется ограничить индексацию пенсий только инфляцией — до момента ликвидации дефицита Пенсионного фонда».
Наконец, финансист убежден в необходимости системного снижения бюджетной нагрузки по отношению к ВВП. Другими словами, необходимо урезать расходы, тем самым оставляя возможность избежать повышения основных налогов.
В заключение Кудрин подчеркивает, что Россия оказалась перед необходимостью создать новую модель экономического роста. Он должен базироваться не на росте спроса, подогреваемого сырьевыми ресурсами, а на основе роста частных инвестиций. А спровоцировать такой рост может «только стабильная финансовая система с низкой инфляцией и низкой ставкой кредитования, наряду с иными институциональными преобразованиями». В противном случае надежды на развертывание масштабного процесса модернизации российской экономики окажутся несбыточными.