“Зарубежнефть” идет на Балканы
О том, что государственная “Зарубежнефть” может купить нефтеперерабатывающие активы в Сербской республике (входит в состав Боснии и Герцеговины), заявил премьер-министр республики Милорад Додич. Он одобрил продажу российской компании 70% НПЗ в Босански-Брод, завода по производству моторного масла в Модриче и дистрибуторской компании Petrol, сообщило вчера агентство Reuters со ссылкой на заявление республиканского правительства. Предварительное соглашение о сделке Додич подписал с принадлежащей “Зарубежнефти” компанией “Нефтегазинкор”, говорится в заявлении, а окончательный документ планируется подписать 2 февраля в Баня-Луке.
Источник, знакомый с подготовкой сделки, сказал, что напрямую “Зарубежнефть” не будет участвовать в сделке. Но он не исключил, что госкомпания станет оператором проекта и будет заниматься реконструкцией НПЗ. Он объяснил, что покупателем выступит консорциум российских компаний, в числе которых “дочка” “Зарубежнефти” — “Нефтегазинкор” и Внешэкономбанк, который, возможно, и профинансирует сделку. Других участников консорциума и их доли источник не раскрыл. Представители “Зарубежнефти” и ВЭба от комментариев отказались.
По словам источника, знакомого с подготовкой сделки, ее сумма составит около $120 млн. В $42 млн обойдется НПЗ, $67 млн — маслозавод и $10 млн — Petrol. Додич сказал, что инвестиции в три проекта за три года могут составить около миллиарда евро. Но источник говорит, что эта сумма будет скромнее — $200-300 млн. Кроме того, правительство Сербии, по его словам, согласилось не переносить на новых владельцев долги НПЗ, которые достигали $190 млн. Это было условием российской стороны. С чиновниками республики связаться не удалось.
До сих пор “Зарубежнефть” не участвовала в нефтеперерабатывающих проектах. Но сейчас при падении цен на нефть резонно развивать нефтепереработку, а не добычу, говорит аналитик Альфа-банка Дмитрий Лукашов. Для самой компании расширение бизнеса — всегда хорошо, тем более что на это есть финансирование, отмечает эксперт. Кроме того, эта сделка имеет и государственное значение — укрепить позиции России в балканских государствах, заключает аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. По материалам «Ведомостей».