“Транснефть” и “Уралвагонзавод” продолжают конфликтовать вокруг “Востокнефтетранса”
Государственные “Транснефть” и “Уралвагонзавод” продолжают конфликтовать вокруг “Востокнефтетранса”, их совместной железнодорожной компании. “Транснефть” хотела выкупить долю завода и перепродать ее структурам Геннадия Тимченко. Но “Уралвагонзавод” в последний момент отказался от сделки, посчитав, что менеджмент СП негативно влияет на его стоимость в интересах “Транснефти”, пишет “Коммерсантъ”.
В пятницу президент “Транснефти” Николай Токарев сообщил, что “Уралвагонзавод” отказывается продавать 49% в их совместной железнодорожной компании “Востокнефтетранс”. “Они передумали продавать свою долю, хотя все договоренности уже были достигнуты”,— цитирует топ-менеджера “Интерфакс”. Собеседник, знакомый с ходом переговоров, уточнил, что на состоявшемся в середине июня совете директоров “Востокнефтетранса” акционеры не смогли договориться ни по одному из обсуждавшихся вопросов (в том числе и по продаже доли УВЗ) и “разошлись ни с чем”.
“Транснефть” ведет переговоры с УВЗ о выкупе акций СП с мая. Источники утверждают, что “Транснефть” хочет консолидировать все 100% акций СП для дальнейшей продажи актива; основным претендентом считается железнодорожный оператор “Трансойл” Геннадия Тимченко. Поскольку УВЗ не продает свою долю, СП будет работать с нынешним составом акционеров еще полтора года, за которые планируется достроить ВСТО, после чего “Транснефть” определится с планами по продаже своей доли, пояснил Николай Токарев.
ОАО “Востокнефтетранс” создано в августе 2009 г. для временной транспортировки нефти из Сковородино в Козьмино по железной дороге в объеме 15 млн тонн в год, пока на этом участке будет строиться вторая очередь ВСТО. В 2010 г. выручка составила 19,7 млрд руб., чистая прибыль — 4,4 млрд руб.
Однако Дмитрий Зиновьев, представитель компании “УВЗ-Транс”, через которую УВЗ владеет долей в “Востокнефтетрансе”, уверяет, что завод не выходит из переговоров. “Просто мы заинтересованы в справедливой стоимости компании и доли “УВЗ-Транса”, соответственно”,— подчеркивает он. Справедливой цены (источники говорят, что УВЗ хочет получить за 49% акций СП около $200 млн), по словам представителя УВЗ, не удается достичь из-за ухудшения финансовых показателей компании. Выручка “Востокнефтетранса” за первый квартал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась в 1,5 раза, до 2,8 млрд руб., а чистая прибыль — на 76%, до 243 млн руб. В УВЗ уверены, что причиной стали деятельность менеджмента и неэффективное использование вагонов.
Руководство “Востокнефтетранса” неподконтрольно УВЗ, утверждает источник, знакомый с ситуацией в компании. Он поясняет, что в августе 2011 г. “Транснефть” нарушила исходные договоренности сторон о том, что менеджмент в СП назначает УВЗ, и сделала главой компании Андрея Турбу. Из-за этого завод не передал в собственность СП около 3 тыс. вагонов — оно их сейчас арендует.
Дмитрий Бовыкин из Brunswick Rail объясняет конфликт высоким спросом на компании, занимающиеся перевозками нефтеналивных грузов. По его словам, в последнее время Россия стала больше экспортировать нефтепродуктов, около половины которых перевозится по железной дороге. “Востокнефтетранс” с радостью купят, например, казахские компании, которые работают в условиях острого дефицита вагонов, полагает эксперт. Но топ-менеджер одной из крупных железнодорожных компаний уверен, что “УВЗ еще какое-то время поторгуется”, но в конце концов “Транснефть” выкупит долю в СП.