“Роснефть” идет в Европу
Покупка “Юганскнефтегаза” в 2004 г. сделала “Роснефть” второй компанией по добыче нефти в России. Но ей катастрофически не хватает собственных НПЗ, и она вынуждена перерабатывать сырье на заводах ЮКОСа. Госкомпания надеется решить эту проблему, купив на торгах нефтеперерабатывающие предприятия ЮКОСа, который признан банкротом. Но этим “Роснефть” не ограничивается. “Мы изучаем другие возможности в России, например в Башкирии, так же как и в Азии и в Европе”, — заявил Богданчиков французской газете La Tribune. Какие именно активы в Европе интересуют компанию, он не сказал: “Еще рано говорить об этом, мы пока ведем переговоры с крупными компаниями о том, чтобы приобрести доли в НПЗ или купить их целиком”. В пресс-службе госкомпании от комментариев отказались. Менеджер компании подтвердил “Ведомостям” факт переговоров, но интересующие “Роснефть” активы не назвал.
Скорее всего речь идет о литовском Mazeikiu nafta, говорит аналитик Альфа-банка Андрей Федоров. В мае ЮКОС продал 53,7% концерна польской PKN Orlen за $1,5 млрд. Но неделю назад польская компания объявила о приостановке сделки из-за пожара на заводе. Однако покупка может и вовсе сорваться, думает Федоров. В этом случае “Роснефть” получит шанс приобрести этот актив. Об интересе “Роснефти” к Mazeikiu nafta “Ведомостям” рассказал и близкий к госкомпании источник. Другие европейские заводы переоценены, говорит Федоров. К примеру, в январе Koc Holding и Royal Dutch Shell купили за $4,14 млрд 51% акций Turkish Petroleum Refineries Corp. мощностью более 27 млн т нефти в год. “Роснефть” же вряд ли захочет дорого платить, продолжает Федоров. Об этом свидетельствует хотя бы то, что госкомпания не участвовала в аукционе по продаже НПЗ Europoort в Роттердаме. Тендер выиграл “Лукойл”, но в итоге владелец предприятия — Kuwait Petroleum отказался от сделки.
Аналитик ИФК “Солид” Денис Борисов согласен, что “Роснефть” может претендовать на Mazeikiu nafta. Но он считает, что госкомпании могут быть интересны и активы сербского нефтеперерабатывающего комплекса NIS, при сложной схеме приватизации которого инвестор сможет получить 49%. “Роснефть” может претендовать на греческий Hellenic Petroleum, говорит бывший зампред правления ЮКОСа Александр Темерко: этот завод рассчитан на высокосернистую нефть и ЮКОС вел переговоры о его покупке, вспоминает он. По мнению Борисова, сейчас хороший момент для покупки европейских НПЗ (см. врез), так как замедлился рост цен на нефтепродукты.
Из-за дисбаланса между добычей и переработкой “Роснефть” теряет $2-2,5 млрд в год, подсчитал начальник аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский. Европейские НПЗ частично могут помочь госкомпании покрыть этот дисбаланс, считает Борисов. Но на новые активы “Роснефти” придется занимать, напоминает аналитик Standard & Poor’s Елена Ананькина. По ее словам, из-за агрессивной политики рейтинг компании остается ВВ — на две ступени ниже инвестиционного уровня.