Гринпис обнаружил массивное нефтяное загрязнение в районе Нефтеюганска
Спустя полтора месяца после масштабного разлива нефти под Нефтеюганском его последствия не устранены: Гринпис накануне опубликовал видео, на котором запечатлено загрязнение на площади порядка 150 гектаров в пойме Юганской Оби, вдоль протоки Чеускина, на лугах, в лесах и на кустарниках.
Данные организации противоречат отчетам нефтяников об устранении нефтяных пятен: несмотря на то, что пресс-секретарь компании «Роснефть» Михаил Леонтьев заверил, что природная зона полностью очищена от последствий аварии («Я только что вернулся из этого района, мы сейчас как раз подъезжаем к Сургуту. Там все убрано, природная зона полностью очищена. Вдоль всей линии воды стоят рыбаки и пасутся коровы. Эти заявления — попытка недобросовестных экологов выжать все, что только можно из серьезной, но вполне штатной ситуации. Либо они жестко замотивированы», — заявил «Газете.Ru» пресс-секретарь и вице-президент госкомпании «Роснефть» Михаил Леонтьев.), координатор арктической программы Гринпис России Евгения Белякова приводит другую информацию. «РН-Юганскнефтегаз» постепенно убирает загрязнение поблизости от жилых районов, однако там, где разливы нефти скрыты ландшафтом, их не убирают», — говорит она. «Мы обнаружили мазутные пятна и нефтяную пленку в пойме Юганской Оби, вдоль протоки Чеускина, на лугах, в лесах и на кустарниках. Недалеко от места порыва трубопровода мы нашли березовую рощу, залитую нефтью», — рассказала Евгения Белякова.
По мнению специалистов Гринпис, объявленные цифры о масштабах экологической катастрофы явно занижены, к тому же данные из разных официальных источников не совпадают. Так, например, слова Леонтьева опровергаются другими заявлениями представителей компании о том, что последствия аварии будут устраняться еще несколько месяцев.
Комментируя сроки работ, представители организации отмечают, что, по сути, нефтяники могут вообще перестать активно ликвидировать загрязнение в случае, если оно не наносит ущерба конкретным лицам. В доказательство этого они заявляют о том, что обнаружили в районе Нефтеюганска старые разливы, уборкой которой никто не занимается.
По мнению Гринпис России, главная проблема подобных инцидентов — слабое экологическое законодательство. «Пока «дыры в законах» позволяют нефтяным компаниям уходить от полной финансовой ответственности за загрязнение, такие аварии будут происходить регулярно», — резюмирует Евгения Белякова.
Напомним, что авария в районе Нефтеюганска произошла 23 июня: тогда о разливе нефти сообщил siapress.ru со ссылкой на местных жителей, выкладывающих в соцсетях фотографии своих залитых нефтью дачных поселков.
По данным экологов, ликвидация последствий аварии на частных земельных участках только начинается, и дачники пока не уверены, что получат компенсации. Большие убытки несут местные фермеры: скот возвращается с залитых нефтью пастбищ голодным, требуются дополнительные затраты на корм.
Нефтяная компания заявила, что причиной ЧП послужил сбой в работе нефтесервисного трубопровода Усть-Балыкского месторождения и что оперативно были установлены специальные заграждения. Они, однако, не помогли: в дело вступил паводок, который разнес нефть по дачным кооперативам, находящимся в районе.
В начале июля оценить ситуацию в Нефтеюганск приехала врио губернатора Наталья Комарова, а спустя неделю здесь же появился и глава «Роснефти» Игорь Сечин, который пообещал принять все необходимые меры для устранения последствий аварии. Сроки окончания работ несколько раз переносились: на сегодня известно, что компания намерена окончательно завершить их к 1 ноября. Руководить работами будет уже новый генеральный директор «Юганскнефтегаза» Хасан Татриев: о его назначении официально было объявлено накануне, С предыдущим руководителем предприятия Радмиром Файзуллиным не был продлен контракт — не в последнюю очередь из-за экологической катастрофы под Нефтеюганском.