«Роснефть» опровергает уход первого вице-президента Эдуарда Худайнатова из компании
«Роснефть» опровергает уход первого замглавы компании Эдуарда Худайнатова, возглавлявшего ее до прихода Игоря Сечина. Ранее газета «Коммерсантъ» написала, что Худайнатов покидает «Роснефть».
Место Худайнатова может занять первый заместитель гендиректора «Зарубежнефти» Сергей Кудряшов, ранее занимавший пост замминистра энергетики.
Худайнатов возглавлял «Роснефть» полтора года. В мае пост председателя правления компании занял бывший вице-премьер Игорь Сечин, а Худайнатов стал его первым заместителем.
Первый вице-президент «Роснефти» Эдуард Худайнатов покидает компанию, рассказали источники, близкие к ней, и в правительстве. Официально это должно произойти после того, как из отпуска вернется глава «Роснефти» Игорь Сечин, пока господин Худайнатов остается и. о. президента компании. Освободившееся кресло, скорее всего, займет первый заместитель гендиректора «Зарубежнефти» Сергей Кудряшов, рассказал один из источников. Сам Эдуард Худайнатов передал через директора департамента информации и рекламы «Роснефти» Рустама Кажарова, что продолжает работать в компании и будет делать это до тех пор, пока будет «востребован президентом «Роснефти» Игорем Сечиным».
Эдуард Худайнатов — выходец из структур «Газпрома». В «Роснефть» он пришел в 2008 году по приглашению Игоря Сечина, который на тот момент занимал должность председателя совета директоров нефтекомпании и вице-премьера по ТЭК. До этого господин Худайнатов пять лет возглавлял «Севернефтегазпром», куда пришел после семи лет работы региональным чиновником. В начале 1990-х он занимался не только нефтегазовым бизнесом, но и рядом других, например владел фермерским хозяйством, торговым центром и рестораном в Нефтеюганске. На выборах 2000 года был доверенным лицом Владимира Путина.
В «Роснефти» Эдуард Худайнатов сначала курировал капитальное строительство. Некоторые собеседники, близкие к госкомпании, считали его близким к бизнесмену Геннадию Тимченко. В 2008 году господин Худайнатов вошел в совет директоров «Стройтрансгаза», главным акционером которого господин Тимченко стал в 2009 году. Уже с 2008 года было понятно, что Сергей Богданчиков из-за не лучших отношений с Игорем Сечиным покинет «Роснефть», вспоминает один из бывших топ-менеджеров госкомпании. Тогда же Эдуарда Худайнатова стали считать одним из кандидатов на пост президента «Роснефти». Другим претендентом был первый вице-президент Сергей Кудряшов. Но после того, как Игорь Сечин стал вице-премьером в правительстве Владимира Путина, Сергея Кудряшова назначили замминистра энергетики, а Эдуард Худайнатов в 2009 году стал первым вице-президентом «Роснефти».
В начале сентября 2010 года Сергей Богданчиков был отправлен в отставку, совет директоров принял решение о его увольнении задним числом. Эдуарда Худайнатова назначили президентом «Роснефти» после встречи с занимавшим тогда пост президента России Дмитрием Медведевым. Консультации по поводу господина Худайнатова проводили Владимир Путин и Игорь Сечин, рассказывали собеседники. «Худайнатов доказал свою лояльность, он прежде всего чиновник, а не нефтяник, который будет развивать компанию так, как это видится главе ее совета директоров»,— говорил один из источников.
Почти сразу после ухода Сергея Богданчикова в «Роснефти» начались кадровые чистки. В течение года из нее ушли Михаил Ставский, Сергей Трегуб, Игорь Ромашов, Павел Заблоцкий, Питер О»Брайен, а также еще целый ряд сотрудников. Своей главной задачей на посту президента «Роснефти» Эдуард Худайнатов считал повышение ее капитализации. «»Роснефть» должна быть не просто как дорогие ботинки, а как ботинки с крокодиловыми шнурками — как ведущие западные мейджоры»,— говорил в декабре 2010 года господин Худайнатов журналистам. Не вышло. На тот момент капитализация «Роснефти» составляла около $75 млрд, а вчера — $67,5 млрд.
Попытка сделать «Роснефть» глобальной компанией началась с фальстарта: громко объявленный в начале 2011 года перед лицом тогда премьера Владимира Путина стратегический альянс с британской ВР сорвался из-за противодействия консорциума российских акционеров ТНК-ВР AAR. Тем не менее «Роснефти» все-таки удалось создать стратегический альянс — с американской ExxonMobil. Затем, в апреле 2012 года, появились аналогичные соглашения с норвежской Statoil и итальянской Eni.
«За время его работы подписаны стратегические контракты, что позволяет «Роснефти» выйти на новый этап своего развития»,— сказал источник в госкомпании. Впрочем, все собеседники, близкие к переговорам от разных сторон, называют главным архитектором этой сделки не Эдуарда Худайнатова, а бывшего первого вице-президента «Роснефти» Павла Федорова (в феврале ушел в Минэнерго). «Мои коллеги были в некотором шоке от первых встреч с господином Худайнатовым»,— признавался топ-менеджер одной из крупных западных компаний.
Где продолжится карьера Эдуарда Худайнатова, пока неизвестно. Пока Эдуард Худайнатов продолжит входить в совет директоров «Роснефти» — внеочередное собрание акционеров, на котором планируется утвердить вместо него Игоря Сечина, еще не назначено. Партнер кадрового агентства Top-contact Артур Шамилов считает уход Эдуарда Худайнатова ожидаемым. У господина Сечина в окружении есть более близкие люди, поясняет эксперт, а к работе Эдуарда Худайнатова «возникали претензии». Размер «золотого парашюта» топ-менеджера подобного уровня Артур Шамилов оценивает в $1,5-2 млн.