15 April 2019, 09:10
Независимый топливный союз прогнозирует возможность открытой конфронтации между правительством России и ВИНК (Видео)
5 апреля 2019 года правительство продлило до 1 июля соглашение с крупнейшими нефтяными компаниями по сдерживанию роста цен на бензин и дизельное топливо. Это стало следствием, накопившихся, в нефтяной отрасли проблем. Предыдущее соглашение прекращало своё действие 31 марта 2019 года.
Предполагалось, что за время его действия заработает демпфирующий механизм, который с одной стороны даст рентабельность замороженной рознице, а с другой позволит работать в прибыль нефтепереработке, испытывающей давление со стороны выросших акцизов.
Однако, изменение макропараметров и внешней конъюнктуры внесли свои корректировки. Нефтепереработка в России была убыточна весь 1 квартал 2019 года.
Напомним, что в рамках завершения налогового маневра 1 января 2019 года были увеличены акцизы. В планах правительства перенести налоговую нагрузку с экспортных поставок на внутренний рынок, что является мерой обеспечения стрессоустойчивости бюджета от колебаний цен на нефть.
Так, с 1 января 2019 года ставка на автомобильные бензины пятого экологического класса составила 12 314 рублей за тонну, а на дизельное топливо – 8 541 рублей за тонну. В планах правительства дальнейший рост ставок акцизов на 2020 и 2021 год. Свою роль также играет рост НДС до 20%.
В свою очередь наблюдается рост спреда между индексом экспортной альтернативой (netback) и биржевой ценой на моторные топлива на внутреннем рынке: сегодня по автомобильным бензинам он составляет порядка 20 тысяч рублей за тонну, а по дизельному топливу – около 11 тысяч рублей за тонну.
Цена на нефть марки Brent при этом — 71 доллар за баррель. Тяжело предсказать точное значение мировой цены на нефть даже в перспективе полугода, но прогнозы относительно её краткосрочной динамики преимущественно в пользу роста.
Демпфирующий механизм, который правительство рассматривало, как инструмент обеспечения достаточной маржинальности и для нефтепереработки, и для розницы, не работает.
Фактически нефтепереработка, с одной стороны, оказалась в зависимости от текущей налоговой политики и нежелания правительства уменьшать свои бюджетные аппетиты, с другой же розница – испытывает давление от стремления сдерживать рост цен на моторное топливо.
Сегменты топливного рынка от нефтепереработки до розницы оказались зажаты в регуляторных тисках. В итоге регуляторы в ручном режиме определяют, кто получает маржинальность, а кто терпит убытки, то есть буквально — маржинальность выступает своего рода ресурсом, который перераспределяется между переработкой и розницей в зависимости от тактических целей правительства.
Почти весь 2018 год в убытке находилась топливная розница, в 2019 ситуация в этом звене улучшилась. Исключение — Дальний Восток. Нефтепереработка же в 2018 году чувствовала себя достаточно комфортно, но в 2019 ситуация ухудшилась. Таким образом, решение правительства о продлении соглашения – есть ничто иное как попытка выиграть время для поиска решения сложившейся ситуации.
«Мы наблюдаем ситуацию, когда нефтепереработка в нефтедобывающей стране убыточна. Налоги на внутреннем рынке значительно выше, чем на внешнем. Акциз и НДС на внутреннем рынке составляет 40% цены, ничем эту разницу не покрыть, потому что предпринимаются все возможное от фиксации розничной цены до ограничения экспорта при единовременном росте налогов на внутреннем рынке, чтобы уничтожить хоть какой-то люфт для маневра», — заявил президент Независимого топливного союза Павел Баженов.
«Рынок нефтепродуктов в России пытается лечить врач, страдающий делегированным синдромом Мюнхгаузена. Фактически, все наши беды от избытка регуляций: мы находимся в регулятивных тисках. Поэтому попытки правительства обеспечить прибыль рознице и переработке через демпфер — неэффективны, сами условия задачи — болезнь, которую надо лечить, а не выдумывать новые болезни и прописывать лекарства к ним. В прошлом году убытки терпели розничные продавцы. В этом – переработчики. И в целом такая стратегия правительства обречена на провал, потому как ситуация лишь усугубляется», — отмечает Григорий Баженов, руководитель Аналитического центра Независимого топливного союза.
На Дальнем Востоке тяжелое положение независимой розницы сохраняется с мая 2018 года. На сегодняшний день мелкооптовые цены практически не отличаются от розничных, что создаёт серьезные проблемы с маржинальностью независимых операторов, которые при этом продолжают вынужденно стоять выше по ценам, чем АЗС под управлением ВИНК, что в свою очередь приводит к оттоку клиентов.
Наличие только двух НПЗ в регионе и значительное транспортное плечо, не позволяющее доставлять нефтепродукты из европейской и сибирской части страны, ставит под вопрос само существование топливной инфраструктуры на Дальнем Востоке.
Независимые АЗС начинают закрываться, а доля их на Дальнем Востоке является преобладающей. Федеральная антимонопольная служба и другие регуляторы самоустраняются от существующих проблем относительно решения вопроса с доминирующем положением региональной нефтепереработки.
Все регуляторы в курсе проблемы, но никто не готов ее решать. Фактически речь идет о саботаже на уровне региона существующих соглашений, как со стороны регуляторов, так и со стороны вертикально-интегрированных компаний.
Необходимо принимать специальные меры по насыщению биржи на дальневосточных базисах при помощи либо специального налогового режима или обязательных поставок необходимых объемов топлива на биржу, либо введением льготных железнодорожных тарифов для снижения затрат по поставке нефтепродуктов из европейской и сибирской части страны.
«Топливный бизнес на Дальнем Востоке терпит бедствие. Оптовая цена на нефть опустилась в начале года из-за снижения мировых цен. Но скоро она будет расти. Вопрос, когда и насколько. А на Дальнем Востоке в силу специфики региона она и не снижалась. И вырастет еще больше. Скоро Дальний Восток может остаться без топливной инфраструктуры. Ситуация требует вмешательства лично президента страны. Других меру уже нет. Независимый топливный союз подготовит соответствующее обращение», — заявил президент Независимого топливного союза Павел Баженов.
Сегодня идет жесткий торг между правительством и крупнейшими нефтяными компаниями. С одной стороны, высокие аппетиты Минфина по изъятию значительной доли нефтяных доходов в бюджет, а с другой стороны, нефтяники, несущие значительные убытки от «заморозки» розничных цен на внутреннем рынке и из-за неработающего демпфирующего механизма и высоких акцизов.
По некоторым оценкам это порядка 60 млрд руб с начала года. При этом биржа скорее «мертва», так как с января волатильность цен почти нулевая из-за увеличенных объемов поставок нефтепродуктов со стороны нефтяных компаний и отстающем спросе по некоторым базисам.
Вертикально-интегрированные компании в рамках «заморозки» предпочитали не рисковать из-за угрозы включения механизма заградительных экспортных пошлин. Вдобавок регуляторы активно обсуждают необходимость механизма лицензирования экспорта в зависимости от обязательных объемов поставок на внутренний рынок.
Аргументами со стороны нефтяников является возможность резко увеличить оптовые цены, что в свою очередь чревато и ростом розничных цен. Сегодня идет торг, в котором обе стороны обсуждают различные варианты решения проблемы. Правительству необходимо поумерить аппетиты и начать проводить системную реформу отрасли с либерализации цен на топливном рынке.
«Если не изменить текущую конфигурацию топливного рынка и нефтегазовой отрасли в целом, то нас ждет прямая конфронтация, война между правительством и нефтяными компаниями. Это может привести к отказу от заморозки и космическому скачку цен на топливном рынке», — заявил Павел Баженов.
Также будет интересно:
В порту Приморск показали новейший танкер, работающий на СПГ
В Казахстане разработали уникальный катализатор для очистки нефти
Проверка на прочность: «Дружбу» надо подлатать
Источник: zants.ru