ВАС: ФАС вправе запрашивать дополнительные сведения определением об отложении рассмотрения дела
Комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по делу о нарушении антимонопольного законодательства вправе запрашивать дополнительные сведения (информацию) определением об отложении рассмотрения дела. К такому выводу пришел Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ), пересмотрев 16 ноября 2010 г в порядке надзора постановление Федерального арбитражного суда Московского округа.
Напомним, в августе 2009 г ФАС России привлекло ОАО «ЛУКОЙЛ» к административной ответственности за непредставление информации по запросу, содержащемуся в определении комиссии ФАС России. Штраф составил 500 000 руб.
ОАО «ЛУКОЙЛ» обжаловало постановление ФАС России в судебном порядке.
Арбитражный суд г. Москвы признал постановление ФАС России незаконным. Девятый арбитражный апелляционный суд удовлетворил апелляционную жалобу ФАС России, отменил решение суда первой инстанции и принял новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО «ЛУКОЙЛ» требований.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, удовлетворяя кассационную жалобу ОАО «ЛУКОЙЛ», отменил постановление суда апелляционной инстанций и признал незаконным постановление ФАС России. Суд указал, что ФАС России не доказала, что у комиссии возникли вопросы в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, поэтому комиссия не вправе была запросить информацию на основании части 5 статьи 45 закона о защите конкуренции.
Не согласившись с таким выводом суда кассационной инстанции, ФАС России обратилась в ВАС РФ с заявлением о пересмотре постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора.
Коллегия судей передала дело в Президиум ВАС РФ, отметив, что функции и полномочия антимонопольного органа определены статьями 22 и 23 закона о защите конкуренции. Согласно части 5 статьи 45 закона «О защите конкуренции», при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия вправе запрашивать у лиц, участвующих в деле, документы, сведения и пояснения в письменной или устной форме по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела, привлекать к участию в деле иных лиц.
Коммерческие организации обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде.
Таким образом, антимонопольный орган вправе запрашивать у компаний необходимую информацию, в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, как до начала рассмотрения, так и во время рассмотрения антимонопольным органом соответствующего дела.
Так, в рамках рассмотрения ФАС России дела в отношении ОАО «ЛУКОЙЛ» по признакам злоупотребления компанией на оптовых рынках нефтепродуктов в 2008 г и 2009 г комиссия ФАС России запросила у компании дополнительную информацию, которая была необходима для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела. ОАО «ЛУКОЙЛ» отказалось ее предоставлять. Однако такие действия компании не нашли понимания у Президиума ВАС РФ, который считает, что непредставление информации по запросу антимонопольного органа, необходимой ему для выполнения возложенных на него функций, является нарушением антимонопольного законодательства.
Теперь ФАС России намерена проконтролировать перечисление ОАО «ЛУКОЙЛ» 500 000 рублей в федеральный бюджет.