Санкции или пролив
Иран предпримет необходимые шаги в ответ на решение президента США Дональда Трампа не делать исключений из иранских «нефтяных санкций», говорится в заявлении иранского МИД.
«Решение не имеет никакого значения, — говорится в заявлении. — МИД Ирана находится в контакте со своими зарубежными партнерами. Итоги этих консультаций будут учтены. По данному вопросу будет принято соответствующее твердое решение».
22 апреля 2018 г. госсекретарь Майк Помпео объявил на пресс-конференции, что США намерены отказаться от режима смягчения санкций против Ирана в отношении поставляемой из этой страны нефти. Правда, ни о том, как США намерены блокировать поставки, ни о том, последуют ли в отношении нарушителей немедленные санкции, заявлено не было. Журналисты госсекретаря об этом не спросили, а Помпео промолчал.
Пакет санкций против Ирана был введен в ноябре 2018 г. Полгода назад, принимая решение по санкциям, США сделали исключение для восьми стран, которым было разрешено покупать иранскую нефть. В их числе были Индия, Китай, Япония, Южная Корея, Тайвань, Италия, Греция и Турция. Срок действия этого режима заканчивается 2 мая.
На заявления о блокировке поставок нефти из Ирана тут же отреагировал Китай.
Была высказана «оппозиция» американским санкциям за пределами юрисдикции США. Правда, протест тоже может оказаться «бурей в стакане воды», так как Китаю нужно заключить торговое соглашение с США. Но и для США соглашение имеет огромное значение, поэтому, скорее всего, на выпад Китая в Белом доме реагировать не станут.
Из всех восьми стран, пользующихся сейчас режимом исключения из запрета на покупки иранской нефти, на Китае и Индии — самых крупных импортерах — решение скажется болезненнее всего.
На новости о прекращении экспорта нефти из Ирана котировки подскочили — так, фьючерсы на марку Brent на 18 часов по Москве 22 апреля составляли $73,85 за баррель.
Решение Белого дома не было неожиданным. О том, что в администрации США планируют ужесточить политику по отношению к Ирану, 2 апреля сообщало Reuters. Источник говорил агентству, что один из рассматриваемых вариантов — ограничения на экспорт иранской нефти.
Иран на сообщения из США отреагировал стремительно. Командующий ВМС Корпуса стражей исламской революции адмирал Алиреза Тангсири заявил: «Если нам воспрепятствуют использованию Ормузского пролива, то мы его закроем. В случае любой угрозы у нас не будет ни доли сомнения, чтобы защитить и обезопасить воды Ирана. Будем защищать наш престиж и предпримем ответные меры, когда это потребуется для защиты прав Ирана». Чуть позже командующий ВМС Ирана адмирал Хоссейн Ханзади заявил, что расширится сотрудничество Ирана с Китаем в северной части Индийского океана и оно ускорит выход из этого региона нерегиональных держав.
Сергей Суверов, старший аналитик «БКС Премьер», полагает, что Иран вряд ли закроет Ормузский пролив, это больше похоже на блеф.
Такие разговоры уже были, и они ничем не закончились, так как война санкций может грозить непредсказуемыми для Тегерана последствиями, в том числе военными.
Иран, скорее всего, будет приспосабливаться к ситуации, тем более что жесткие санкции против него уже действовали и можно надеяться на смену американского президента и курса в 2020 г.
Трамп написал в Twitter, что Саудовская Аравия и другие страны ОПЕК «более чем покроют разницу в поставках, когда теперь полностью вступят в силу наши санкции в отношении иранской нефти». А министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих сообщил: «Мы следим за рынком. Мы работаем с другими производителями, чтобы обеспечить снабжение рынка и его стабильность».
Специальный представитель США по Ирану Брайан Хук заявил, что если в 2018 г. на рынке нефти чувствовалась напряженность, то сейчас картина выглядит значительно лучше. Хук постарался не касаться в выступлении последствий решения о сокращении добычи нефти в рамках ОПЕК+, хотя США активно и регулярно критикуют договоренности картеля и даже обвиняют страны в сговоре. Обошел Хук вниманием и падение добычи и поставок нефти на внешние рынки из Венесуэлы, и регулярные перебои в поставках нефти из Ливии.
Добыча нефти в Саудовской Аравии в настоящее время находится на отметке 9,8 млн б/c. Потенциально максимум добычи в стране — 12 млн б/c. Из Ирана на данный момент поставляется чуть более 1 млн б/с. Поэтому заместить долю выпадающего Ирана для Саудовской Аравии и Эмиратов на мировом рынке не составит труда, хотя это и идет вразрез с соглашениями, принятыми в рамках ОПЕК.
Ежедневный прогноз ценовых колебаний на 24 апреля 2019