С.Степашин: 94-й закон латать больше нельзя
Счетная палата РФ выступает за предложение Минэкономразвития России о переходе на федеральную контрактную систему (ФКС), сообщил глава ведомства Сергей Степашин. Он напомнил, что сейчас ведется серьезная дискуссия между Минэкономразвития и Минфином по этому вопросу.
«Наша позиция однозначная: 94-й закон латать больше нельзя, и как весь цивилизованный мир — и Европа, и США, — пришло время перехода на контрактную систему. Мы всячески поддерживаем в этом плане инициативу Минэкономразвития», — подчеркнул глава Счетной палаты.
В свою очередь, руководитель представительства Всемирного банка в России Педро Альба отметил, что переход на контрактную систему в сфере госзакупок предусматривает «прозрачность» сделок и публичность отчетности по ним.
Опубликованная Минэкономразвития концепция проекта закона о федеральной контрактной системе предусматривает существенное расширение свободы выбора заказчика при размещении контракта.
ФАС, в свою очередь, считает, что переход на контрактную систему приведет не к снижению коррупции, а к ее росту.
«Это противоречит посланию президента, противоречит тем задачам, которые были поставлены перед нами, перед Минэкономразвития и перед Минфином», — заявил глава департамента Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Михаил Евраев.
«Если мы сейчас убираем все то, чего мы достигли, делаем новый закон, то, значит, заново делаем новые подзаконные нормативные акты, а их было принято более 30. Значит, мы разрушаем полностью всю инфраструктуру системы госзаказа», — подчеркнул М.Евраев.
Заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев сообщил, что видит три основных направления совершенствования системы госзакупок. Первое направление — это необходимость полного бюджетного цикла, соблюдение всех регламентирующих процедур с момента определения объемов заказов до подведения результатов по размещению контракта. Вторым аспектом является развитие конкуренции на рынках.
«Мы понимаем, что рынки разные, правила ни них не всегда совпадают, поэтому мы предполагаем выделение трех-четырех принципиально отличающихся рынков, товаров и услуг», — пояснил А.Лихачев.
Третьим важным направлением является повышение ответственности всех участников заказов — как самих заказчиков, так и подрядчиков.
«Однако повышая ответственность, мы должны давать и рычаги для более четкого соответствия этой ответственности», — сказал замминистра.
Он пояснил, что речь идет «о балансе повышения ответственности заказчика и подрядчика», в том числе об использовании более широкого круга инструментов, форм и методов размещения заказа, по сравнению с ныне действующей редакцией.
При этом замминистра отметил, что повышение контроля, предусмотренное совершенствованием системы госзакупок, подразумевает «оптимизацию функций контроля как профессионального, так и общественного».
Как сообщалось ранее, в начале марта 2011 г ФАС направила в правительство РФ концепцию законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказов». Среди предложений ФАС — обязательные госзакупки путем проведения электронных аукционов. Участникам аукциона обеспечивается возможность подавать жалобы также в электронной форме. Вводится обязанность заказчиков обосновывать уровень начальной цены контракта с указанием ее источников, централизовать установление требований к стандартной закупаемой продукции, в том числе и с учетом инновационной составляющей. Предлагается ввести ограничение возможности заказчиков закупать продукцию «премиум класса». Предусмотрена короткая процедура расторжения заключенных контрактов. Также ФАС предлагает законодательно обязать заказчиков планировать закупки. Отраслевые ведомства должны будут разработать типовые контракты к стандартным товарам.
Для поставщика предлагают установить штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту. Также в ФАС уверены, что необходимо установить в законе максимальные сроки для оплаты заказчиками качественно исполненных предпринимателем контрактов и ответственность за нарушение таких сроков. Реестр недобросовестных поставщиков предлагают дополнить сведениями о физлицах, управляющих соответствующим юрлицом. Право участия в госзакупках для «засветившихся» будет ограничено.
Минэкономразвития РФ также в начале марта 2011 г опубликовало концепцию закона о федеральной контрактной системе, предусматривающую существенное расширение свободы выбора заказчика при размещении контракта. В концепции министерства заложено принципиальное разделение государственных нужд на затраты для выполнения органами власти возложенных на них публичных обязательств и на те нужды, которые необходимы для обеспечения деятельности органов власти. Кроме электронного аукциона, применяемого сейчас в большинстве случаев, ведомство предлагает ввести открытые и закрытые конкурсы. Вводить ли предварительную квалификацию перед торгами и конкурсами — остается на усмотрение заказчика. Кроме того, для размещения заказа Минэкономразвития предлагает в некоторых случаях ограничиться конкурентными переговорами. Таким образом, министерство надеется отсеять от госзаказа поставщиков с неважной квалификацией, выигрывающих сейчас из-за низкой цены.
Напомним, разработка концепции новой редакции закона о госзаказе была поручена президентом РФ Дмитрием Медведевым ФАС и Минэкономразвития в конце 2010 г. Предполагается, что документ будет рассмотрен российским правительством до конца марта 2011 г.