Пресс-конференция Владимира Путина. Главное
В столичном Манеже прошла пресс-конференция президента России Владимира Путина. В отличие от прошлого года на этот раз она состоялась в очном формате. Главное из пресс-конференции — в материале РБК
О пандемии
Наша экономика, столкнувшись с вызовами коронавирусной инфекции, оказалась более мобилизованной и готовой к шокам. Уровень спада составил 3%, что гораздо ниже, чем в других ведущих экономиках. И восстановление проходит быстрее, чем в других странах.
Многие страны, как, например, ФРГ, переживают по поводу низкого уровня вакцинации. У нас 59,4% коллективный иммунитет в России. Этого недостаточно. Нужен коллективный иммунитет под 80%. Надеюсь, в следующем году к концу первого квартала мы достигнем этого результата.
О борьбе с противниками вакцинации
Новые штаммы появляются там, где есть проблемы с системой здравоохранения и уровень иммунитета низкий. Потому я и говорю о взаимном признании вакцин и распространении вакцин по всему миру.
Что касается смертности от ковида — сложно посчитать. Не потому, что хотим что-то скрыть. Нужно ли вводить меры преследования для тех, кто не вакцинирован? Нет. Сила действия равна силе противодействия. Как начнешь давить, появятся способы обойти это стремление надавить.
Нам нужно идти по другому пути. Надо с уважением относиться к людям, несмотря на их позицию, терпеливо разъяснять необходимость таких мер.
Повторные заражения возможны. Среди вакцинированных болеют 3–4%. На койках в больницах из тех, кто вакцинировался, в несколько раз меньше. В советские времена как вакцинировали — никого не спрашивали, шлеп-шлеп-шлеп и пошли. В первых рядах противников вакцинации те, кто до развала довел. Это неправильная позиция. Надо не крутить хвостом и зарабатывать дешевые очки. В Германии усиливают ответственность, а уровень вакцинации низкий. И что толку? Надо бороться с правонарушениями — с подделкой сертификатов. Уже 200 уголовных дело возбуждено. Здесь надо не бороться, а глобально надо убеждать.
О недостаточном количестве населения
Обостряется одна из важнейших задач в сфере демографии. 146 млн для такой огромной территории совершенно недостаточно. У нас 81 млн работоспособного населения. Должны серьезно увеличить [этот показатель] к 2024–2030 годам. Сбережение народа, о котором говорил Солженицын, является важнейшим драйвером роста.
О «поругивании» ЦБ
Во многих странах мира увеличили интенсивность работы печатных станков. Дефициты бюджетов растут во всех ведущих странах. У нас инфляция тоже большая — в два раза больше по сравнению с целевым показателем. Нам нужно, конечно же, вернуться к 4%. Можно тут поругивать Центральный банк. Мы по телевизору этого не показываем, но каждый день совещания проводим. Отсядут от меня на 3 м — и проводим. ЦБ проводит независимую политику. Я в нее не вмешиваюсь, но оцениваю ее положительно. Объемы кредитования не падают.
О Навальном и иноагентах
Россию нельзя победить, ее можно только развалить изнутри. Так и случилось по итогам Первой мировой войны и в 1990-е. А кто это делал? Те, кто обслуживал чужие интересы. Вы (корреспондент Би-би-си Петр Козлов) сказали о человеке, которого якобы отравили. Я лично просил президента Франции, канцлера ФРГ: дайте хотя бы какие-то материалы, подтверждающие отравление. Нет ни одного материала про этот «Новичок» или как его там. Предлагали, чтобы специалисты поехали, взяли пробу, чтобы было основание для уголовного дела. Нет. Ноль. Давайте перевернем эту страницу.
Сидельцы в каждой стране были и будут. Не надо совершать преступления и прикрываться политикой.
Согласен, что ничего хорошего нет, когда СМИ становятся иноагентами. Но закон придуман не нами, а в США в 1930-е годы. Он действует там и сейчас. Там 0,034% организаций признаны иноагентами. У нас столько же. Там уголовная ответственность — пять лет лишения свободы. Пятерочка. У нас ничего подобного нет. Мы не запрещаем работу этих организаций, мы хотим только, чтобы организации, которые занимаются внутриполитической деятельностью в России, четко и ясно заявляли об источниках финансирования своей деятельности. Наш закон гораздо более либеральный, и если вы полагаете, что этого недостаточно, ну давайте сделаем, как в США, введем уголовную ответственность за эту деятельность, если организация не прекращает свою работу. Но мы даже не требуем прекращения деятельности, просто назовите свои источники.
Да, есть вопросы, как регламентировать работу. Но всего 74 организации из 200 тыс. зарегистрированных НКО являются иноагентами. И без такой жесткости, как в США.
О ситуации с Украиной и Донбассом
Теперь говорят, война-война-война, складывается ощущение, что готовится новая военная операция, и Россию призывают не вмешиваться. Второй вариант — создание на этой территории такой анти-России с постоянной накачкой оружием, с промыванием мозгов населению. А потом под прикрытием этих систем вооружения толкнуть радикалов и на решение вопроса в Донбассе вооруженным путем. <…> Но мы должны думать об обеспечении своей безопасности, как Россия должна жить с этим? Все время с оглядкой?
Мы без всяких хитростей поставили вопрос, что никакого движения НАТО на восток быть не должно, мяч на их стороне. В целом мы видим положительную реакцию.
Будущее Донбасса определят люди, которые живут на Донбассе. У нас роль посредников. Но есть проблема. Россия — посредник, а нас хотят сделать стороной конфликта. В минских соглашениях этого нет.
Всегда есть люди, которые могут плюнуть в экран. В том числе и на Украине. Там полная нищета, всех готовят к суровой зиме. Люди плюются в экран, реагируя на бравурные заявления киевского режима. Можно ли отдать приказ российскому солдату стрелять в украинского? А как украинское руководство ежедневно отдает приказы стрелять по Донбассу? Спросите, зачем они переложили ответственность на своих полевых командиров и разрешили им открывать огонь по людям, которых они считают своими гражданами.
Президент Зеленский подпал под влияние радикальных элементов. Как говорят на Украине, нациков.
Мы хотим любой ценой выстроить добрососедские отношения с Украиной. Но как это можно делать с нынешним руководством?
О ценах на газ и «Газпроме»
«Газпром» поставляет весь объем, который запрашивают наши контрагенты по имеющимся контрактам, и даже увеличили поставки на 12 или даже 20% в дальнее зарубежье, и в Европу увеличивает поставки, по-моему, это единственная компания мировая, которая так себя ведет. Американские поставщики сняли поставки сжиженного газа из Европы, утащили на премиальные рынки, и цены поползли. Много факторов, и неблагоприятная погода, недозакачка в подземки, все это создало дефицит. При этом официальные власти кошмарят свои нефтегазовые компании, а те не вкладываются в расширение добычи. Не надо разрушать долговременные контракты, так нет, говорила нам Еврокомиссия, рынок отрегулирует. Ну, пожалуйте бриться.
Об ограничениях в интернете
Для платформ это прежде всего бизнес, вопрос номер один для них — это извлечение прибыли. Отсюда и призывы к суициду, и трагедии в школах, у нас в последнее время сто с лишним таких преступлений предотвращено. Потому и требование о «приземлении» этих платформ, чтобы они открывали свои представительства. Что касается ухода от обезличенности в интернете, это обсуждается. Тут надо соблюсти золотую середину, не подавлять свободу выражения и распространения информации, но в то же время защищать общество от возможных негативных проявлений. Во многих странах идет замедление трафика и вплоть до фактической блокировки. Нам бы очень не хотелось прибегать к таким крайним мерам. Но если нас будут вынуждать, мы вынуждены будем наращивать требования.
Об отношениях с Западом
Наши дальнейшие действия будут зависеть от безусловного обеспечения безопасности России. Мы дали понять, что дальнейшее продвижение НАТО на восток неприемлемо. Что тут непонятного? Это США на пороге нашего дома, а не мы. <…> Ни одного дюйма на восток, сказали нам в 1990-е. И чего? Надули. Нагло обманули. Пять волн расширения НАТО, а теперь в Румынии и Польше соответствующие системы. Не мы пришли к границам США и Великобритании. К нам пришли. Вы требуете гарантий. Это вы должны дать гарантии, и немедленно, а не забалтывать десятилетиями. Разве мы угрожаем кому-то?
На наших объектах ядерного цикла в 1990-е сидели специалисты американских служб. Они на работу туда ходили. В правительстве России работали многочисленные советники, в том числе кадровые сотрудники ЦРУ. Чего больше надо было? Зачем было поддерживать террористов на Северном Кавказе, террористические группировки? Как бывший директор ФСБ, я об этом знаю. Мы работали с двойной агентурой, и они нам рассказывали, какие задачи ставили западные спецслужбы. Зачем все это надо было делать? Мы говорили, что не надо расширять НАТО на восток. А они говорили, что на бумажке этого нет. Говорили, что плевали на наши озабоченности. И так из года в год.
О ситуации с «Роснано»
Это непростая проблема. К работе там приступило новое руководство, у него есть карт-бланш на то, чтобы провести объективную оценку компаний.
Есть большой объем гарантий, предоставленных правительством под проекты. «Роснано» по сути венчурная компания. Я был одним из инициаторов ее создания. Было необходимо разработать систему ГЛОНАСС, чтобы не попасть в цугцванг, когда снимали старые спутники. И мы с этим справились.
Конечно, непроторенным путем коллеги шли. Часть проектов удалось реализовать, часть не удавалось. Надо смотреть на реальное состояние, надо, чтобы компания сама поработала с кредиторами и банками. Насколько я знаю, Сбербанк кому-то перепродал кредиты. Может, инсайдерская информация была. Но вот я знаю, что совсем недавно «Роснано» погасило часть бумаг из собственных средств. Значит, она является жизнеспособной. А дальше процесс надо проводить спокойно, исходя из реалий экономической ситуации.
Прогноз биржевых цен на 23 декабря 2021