По мнению Bloomberg, Россия и Китай создают альтернативный США центр силы
Москва и Пекин находят все больше взаимопонимания на фоне противостояния двух держав с Вашингтоном, пишет Bloomberg.
В последние месяцы между странами усиливается сотрудничество в сфере безопасности. Россия и Китай сближаются в военной сфере, проводя первые совместные военно-морские учения в Южно-Китайском море, и находят точки пересечения на дипломатическом поле, например, выступая единым фронтом против планов США по размещению американской системы противоракетной обороны в Южной Корее, отмечает агентство.
«То, что обе страны заговорили о совместных действиях на военном уровне, очень серьезно. Угроза со стороны американской ПРО подталкивает Китай и Россию к дальнейшему сближению. Для них политика сдерживания — это прежде всего сдерживание США», — считает старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин.
Эти действия показывают, как сближение лидеров двух государств — Владимира Путина и Си Цзиньпина — перерастает в более формальные контакты в сфере безопасности, добавляет агентство. Встреча на полях саммита БРИКС стала для Путина и Си четвертой за последний год и двенадцатой с момента вступления председателя КНР в должность.
По словам российского президента, у России и Китая сложились «просто уникальные отношения доверия и взаимной поддержки». В Пекине, в свою очередь, отмечают, что обе страны придерживаются одинаковых позиций по ключевым региональным вопросам, в том числе по Сирии и Афганистану.
Следы углубляющегося сотрудничества заметны и за пределами дипломатии: так, в августе Россия стала самым крупным поставщиком нефти для КНР. Статистика китайских таможенников зафиксировала рост объема двусторонней торговли на 3,6% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, когда объемы кооперации опустили на 29% до 68 миллиардов долларов.
«Я уверена, что активное сотрудничество очень важно, однако во главу угла Пекин и Москва ставят собственные интересы», — приводит агентство слова Сары Лэйн, научного сотрудника лондонского Королевского Объединенного института оборонных исследований (Royal United Services Institute).
Чтобы налаживать военные связи с Россией, Си необходимо преодолеть укоренившиеся в Китае оппозицию участию страны в зарубежных операциях. При этом остается неясным, захочет ли Пекин ощутимо поддерживать Москву в конфликтах, где интересы Китая не столь велики — например, в Сирии и на Украине. Что касается сирийского кризиса, то здесь китайская сторона пока придерживается сбалансированного подхода.
«Мы сказали русским, что Китай — пока лишь глобальная экономическая, а не геополитическая держава. Мы выборочно занимаемся проблемами зарубежных горячих точек. Для нас Ближний Восток пока остается незнакомым полем боя глобальных игроков», — считает старший научный сотрудник Института российских, восточноевропейских и центральноазиатских исследований при Китайской академии общественных наук Чжэн Юй.