В правительстве признались в искусственной девальвации рубля
Политика, которую в последние 1,5 года проводят правительство и ЦБ, привела к искусственной девальвации рубля почти на 20%.
Как сообщает «Интерфакс», об этом в четверг на сессии по поддержке экспорта Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2018) заявил глава Минэкономразвития Максим Орешкин.
Речь идет о внедрении бюджетного правила, в рамках которого Минфин скупает на Московской бирже валюту и продает рубли, направляя на эти цели все доходы бюджета от цен на нефть выше 40 долларов за баррель.
«Если бы мы не сделали то, что мы сделали, то при цене 80 доллар за баррель рубль бы пошёл туда, где он был до кризиса — 50 рублей за доллар и ниже бы уходил», — заявил Орешкин.
Слабый рубль необходим для поддержки экспортеров, объяснил он: «Правительство и ЦБ как раз выстроили политику таким образом, что растёт цена на нефть или падает цена на нефть, чтобы это не мешало экспорту и условия были стабильными».
Если бы курс доллара опустился к докризисным уровням, «это бы подкосило конкурентоспособность всех», подчеркнул Орешкин.
С прошлого лета баррель Brent подорожал на 80%, а курс доллара не только не снизился, но даже вырос: так, в конце июня 2017-го при нефти по 44 доллара, «американец» стоил 59,8 рубля.
На 14.37 мск четверга при цене Brent в 78,66 доллара за бочку сам доллар торгуется на МосБирже по 61,43 рубля, хотя в 2014-м при тех же нефтяных котировках он стоил не больше 45 рублей.
«Мы имеем управляемую девальвацию, которую монетарные власти используют как защитный механизм от санкций и как инструмент для пополнения бюджета», — говорит аналитик «Финама» Сергей Дроздов.
Так, по данным ЦБ, за январь-март Россия получила 5,6 млрд долларов дополнительных доходов от нефти, 2,7 млрд — от нефтепродуктов, 1,3 млрд — от газа; общий приток валюты от экспорта вырос на 16,7 млрд долларов по сравнению с прошлым годом.
Из этой суммы 80%, или 13,3 млрд долларов, изъял в резервы Минфин.
Именно слабый рубль при дорогой нефти позволяет Минфину получать сверхдоходы, которые в полном объеме — 2,74 триллиона рублей — направляются на то, чтобы оставить рубль слабым. В результате бюджет сводится с профицитом, которого не было даже при нефти по 100 (440 млрд рублей).
Деньги нужны правительству в преддверии запланированных масштабных проектов, озвученных президентом, говорит Дроздов. По оценке Росбанка, задача войти в топ-5 экономик мира, озвученная Владимиром Путиным в 6-й раз за последние 11 лет, будет стоить 20 триллионов рублей.
По оценке правительства, потребуется 25 триллионов, из которых 8 еще предстоит найти.