Дефолт Венесуэлы: Мадуро не поможет населению

Международное рейтинговое агентство Standard & Poors объявило о снижении рейтинга Венесуэлы до выборочного дефолта.

Причиной для снижения стала неспособность Венесуэлы осуществить выплаты по купонам по глобальным облигациям на сумму $200 млн. Погашение бондов должно состояться в 2019 и 2024 гг.

При этом еще на прошлой неделе завершился 30-дневный период льготной уплаты процентов.

В результате рейтинг эмиссии по этим облигациям снижен до «D» от «CC», а долгосрочный суверенный кредитный рейтинг в иностранной валюте Венесуэлы — до «SD» от «CC».

Суверенные кредитные рейтинги в национальной валюте остаются в списке CreditWatch с возможностью понижения. Это отражает мнение S&P о том, что Каракас может вновь пропустить платеж по своим непогашенным долговым обязательствам или в течение следующих трех месяцев осуществить операцию по урегулированию проблемных долгов, эквивалентную дефолту.

Кредиторы и власти Венесуэлы сейчас проводят переговоры о реструктуризации долга, но они пока безрезультатны, хотя Николас Мадуро, конечно, заявил о их продуктивности. Впрочем, всего несколько дней назад он говорил, что Венесуэла вообще никогда не объявит дефолт.

Специальная встреча кредиторов с представителями Венесуэлы вообще прошла сумбурно. Никто не выдвинул твердых предложений, а единственным примечательным событием была разгневанная речь вице-президента Венесуэлы, который, кстати, подозревается в торговле наркотиками.

В результате завершилась встреча так же хаотично, как и началась.

Reuters со ссылкой на кредиторов, присутствующих на встрече, пишет, что не было никаких предложений, условий и стратегии. Сама встреча длилась около 30 минут, а инвесторы вместо четких договоренностей получили венесуэльские конфеты и кофе.

Впрочем, ожидать чего-либо от венесуэльских властей не стоило. После того как Николас Мадуро заявил, что Венесуэла продолжить платить по долгам, но одновременно также сказал о стремлении к реструктуризации и рефинансированию, уже было понятно, что ничем хорошим это не закончится, а дело идет к дефолту.

Еще одна проблема: как реструктуризация, так и рефинансирование, не могут возникнуть из-за санкций США против Венесуэлы. В переговорах участвовали высокопоставленные венесуэльские чиновники, внесенные в черный список Соединенными Штатами, поэтому до сих пор неясно, как Мадуро намерен выполнять свой план.

Это означает, что Венесуэла остается с дилеммой: продолжать платить долг за счет все более голодного и больного населения или объявить дефолт по кредиторам и сжечь мосты с мировой финансовой системой.

Правительственные чиновники Венесуэлы настаивают на том, что Дональд Трамп и глобальные финансисты сговорились, чтобы не дать стране своевременно выплачивать долги. Это только подчеркивает то, что Каракас не собирается выполнять свои обязательства, но постарается выиграть время.

На встрече присутствовало не более 100 человек, включая министра финансов Саймона Зерпа, министра нефти Эулогио дель Пино, президента PDVSA Нельсона Мартинеса, но никому не разрешалось публично задавать какие-либо вопросы.

Учитывая, что вице-президент Тарек Эль-Айссами был главный переговорщиком, говорил в основном именно он. Его заявление было сосредоточено на критике глобальных финансовых институтов и США.

Как уже отмечалось, никаких предложений озвучено не было, хотя в очередной раз прозвучали слова о стремлении к реструктуризации.

Наблюдатели считают, что это хитрый ход Мадуро: теперь он может сказать, что вместе с кредиторами проявил добрую волю, но злой Дядя Сэм в лице Трампа не дал возможности рефинансировать долги.

Удивительно, но рынки пока настроены оптимистичны. «Быки» считают, что в последние две недели Каракас выплатил $2 млрд, хотя и с отсрочкой, а значит, будет делать это и дальше.

В общей сложности, согласно Torino Capital, внешний долг Венесуэлы составляет $143 млрд, долг по облигациям составляет примерно $52 млрд, а международные резервы Венесуэлы, включая золото страны, сократились до $10 млрд, и это 15-летний минимум.

В приведенной ниже таблице показаны только предстоящие выплаты купонов и выплаты при наступления срока платежа.

Между тем, у Мадуро очень простой выбор в условиях проблем с деньгами: продолжать платить кредиторам, сохраняя доступ к рынкам капитала, или сохранить деньги и накормить голодающее население.

По данным Reuter, прекращение обслуживания долга позволит до конца года высвободить еще $1,6 млрд в твердой валюте. Эти ресурсы могут быть использованы для обеспечения поставок основных продуктов.

Это может быть очень важно для Мадуро, так как в 2018 г. ожидается проведение выборов. Но отказ от платежей может вызвать неприятные последствия, особенно для PDVSA, так как в случае судебных исков компания может потерять иностранные активы, такие как НПЗ.

Именно поэтому сейчас Мадуро выбирает кредиторов, а не жителей Венесуэлы.

Социальный и экономический крах Венесуэлы

Сообщения о Венесуэле во всех мировых СМИ представляли поистине ужасные факты, отражающие голод, безнадежность и ярость, охватившие жителей страны. The Economist в материале от 29 июля подвел итог: «Венесуэла в хаосе».

По данным МВФ, ВВП Венесуэлы в 2017 г. на 35% ниже уровня 2013 г., или на 40% ниже, если рассчитывать ВВП на душу населения.

Это значительно более резкое сокращение, чем во время Великой депрессии 1929-1933 гг. в США, когда по оценкам ВВП США упал на 28%. Это немного больше, чем спад в России (1990-1994 гг.), на Кубе (1989-1993 гг.) и в Албании (1989-1993 гг.), но меньше, чем у других бывших советских государств на момент переходного периода, таких как Грузия, Таджикистан, Азербайджан, Армения и Украина, или таких пострадавших от войн странах, как Либерия (1993 г.), Ливия (2011 г.), Руанда (1994 г.), Иран (1981 г.) и совсем недавно Южный Судан.

Иными словами, экономическая катастрофа Венесуэлы затмевает любую подобную историю в США, Западной Европе или остальной части Латинской Америки. И все же эти цифры сильно преуменьшают масштабы краха, как показывают исследования Мигеля Анхеля Сантоса, Рикардо Вилласмилома, Дугласа Барриоса, Фрэнка Муси и Хосе Рамона Моралеса в Центре международного развития Гарварда.

Очевидно, что падение ВВП на душу населения на 40% — очень редкое событие. Но несколько факторов делают ситуацию в Венесуэле еще более мрачной.

Во-первых, в то время как сокращение ВВП Венесуэлы с 2013 по 2017 гг. включает в себя сокращение добычи нефти на 17%, это исключает падение цен на нефть в этот период на 55%. Экспорт нефти сократился на $2200 на душу населения с 2012 по 2016 гг., из которых $1500 пришлось на снижение цен на нефть.

Это огромные показатели, учитывая, что доход Венесуэлы на душу населения в 2017 г. составляет менее $4 тыс. Другими словами, в то время как ВВП на душу населения сократился на 40%, национальный доход снизился на 51%.

Страны, как правило, смягчают подобные негативные ценовые шоки, откладывая некоторые деньги в хорошие времена и заимствуя или используя эти сбережения в плохие времена, так что импорт не должен сокращаться настолько же, насколько сокращается экспорт.

Но Венесуэла не могла этого сделать, потому что воспользовалась нефтяным бумом, чтобы погасить внешний долг.

Расточительность в хорошие времена практически лишила страну активов на случай кризиса, а рынки не желали кредитовать заемщика с задолженностью.

Они были правы: Венесуэла теперь страна с самым большим в мире долгом. Ни одна страна не имеет больший внешний госдолг на долю ВВП или экспорта, или сталкивается с более высоким уровнем обслуживания долга на долю экспорта.

Но, подобно Румынии при Чаушеску в 1980-х гг., правительство решило сократить импорт, продолжая обслуживать внешний долг, неоднократно удивляя рынок, ожидавший реструктуризации. Как следствие, импорт товаров и услуг на душу населения в период с 2012 по 2016 гг. снизился на 75% в реальном (с поправкой на инфляцию) выражении с последующим сокращением в 2017 г.

Такой крах сравним только с ситуацией в Монголии (1988-1992 гг.) и Нигерии (1982-1986 гг.) и больше, чем все другие четырехлетние сокращения импорта во всем мире с 1960 г. Фактически венесуэльские показатели не демонстрируют никаких признаков смягчения: снижение импорта было почти равно сокращению экспорта.

Более того, поскольку это навязанное снижение импорта вызвало нехватку сырья, крах в сельском хозяйстве и на производстве был даже больше, чем снижение общего ВВП.

Другая статистика подтверждает эту ужасную картину. Ненефтяные налоговые поступления сократились на 70% в реальном выражении в период с 2012 по 2016 гг. И ускорение инфляции привело к 79%-му реальному снижению финансовых обязательств банковской системы за тот же период. По обменному курсу на черном рынке снижение составило 92%: с $41 млрд до всего $3,3 млрд.

Если измерять в самых дешевых калориях, минимальная заработная плата снизилась с 52,854 калории в день до 7,005 за тот же период – снижение на 86,7%, что явно недостаточно, для того чтобы накормить семью из пяти человек, при условии, что все доходы идут на покупку самых дешевых калорий.

По данным опроса, проведенного тремя наиболее престижными университетами Венесуэлы, уровень бедности населения по уровню доходов увеличился с 48% в 2014 г. до 82% в 2016 г.

В том же исследовании было установлено, что 74% венесуэльцев невольно потеряли в среднем 8,6 кг веса. Venezuelan Health Observatory сообщила о росте смертности в 10 раз в стационарных условиях и об увеличении смертности новорожденных в 100 раз в больницах в 2016 г. И все же правительство президента Николаса Мадуро неоднократно отклоняло предложения гуманитарной помощи.

www.vestifinance.ru

 

Читайте прогноз ценовых колебаний с 13 по 17 ноября 2017

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Меркель: «Северные потоки» были нужны экономике Германии
Меркель объяснила, почему не остановила строительство «Северных потоков»
Замминистра энергетики РФ и Сийярто обсудили поставки газа после санкций США
Речь идет об ограничениях против Газпромбанка