Зачем Китаю власть над нефтегазовым сектором?

С 2009 г. Китай играет гораздо более активную роль в своем стремлении доминировать в сфере международных нефтяных контрактов. 6 лет назад Саудовская Аравия впервые экспортировала в Китай больше, чем в США. Тогда же были сделаны первые крупные инвестиции в нефтеперерабатывающую промышленность.

Но Китай не собирался останавливаться на достигнутом: уже в 2011-2012 гг. он активно участвовал в разработке канадских нефтяных активов.

Когда дело доходит до энергетической отрасли КНР, можно говорить о трех основных государственных компаниях.

China National Offshore Oil Company (CNOOC) является производителем нефти и газа, PetroChina – нефтедобывающая компания, а Sinopec в первую очередь занимается переработкой энергетического сырья.

Удивительно, но в Китае есть единственный сектор, в котором нет национальных госкомпаний. Это часть промышленности, которая транспортирует нефть и газ из добывающих скважин на НПЗ.

Одним из наиболее важных проектов Китая в последнее время является строительство трубопровода из Ирана в Пакистан, который возводится, несмотря на возвращение США. При этом Китай в данном случае участвует в строительстве не для удовлетворения собственных потребностей, а намерен помочь Пакистану решить энергетические проблемы.

Другие нашумевшие сделки – это договоры Китая с Россией. Здесь картина совершенно иная: газ и нефть из России будут потребляться непосредственно КНР.

Российские поставки в Китай продолжают расти, по мере того как страна наращивает экспорт своей нефти ВСТО по двух маршрутам – по прямому трубопроводу в Северный Китай и с помощью морских перевозок из порта Козьмино на Дальнем Востоке.

В 2013 г. OAO «Роснефть» заключила контракт на поставку 365 млн тонн нефти в течение 25 лет с китайской China National Petroleum Corp. Сумма контракта — $270 млрд.

Также в 2013 г. российская компания заключила контракт на $85 млрд по поставкам в течение 10 лет с китайской China Petrochemical Corp.

Кроме того, CNPC прогнозирует объем поставок газа из России в Китай в объеме 100 млрд куб. м в год.

Восточный маршрут предполагает разработку новых месторождений Восточной Сибири: Чаяндинского в Якутии и Ковыктинского в Иркутской области. От них строится газопровод «Сила Сибири», который соединится с газопроводом Сахалин — Хабаровск — Владивосток. В районе Благовещенска от трубы будет построена ветка в Китай.

Западный маршрут предусматривает поставку 30 млрд куб. м по трубопроводу из Ямало-Ненецкого автономного округа через Алтайский край на северо-запад Китая в течение 30 лет.

3 сентября 2015 г. «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая компания (CNPC) подписали меморандум о взаимопонимании по проекту поставок природного газа из РФ в КНР по третьему трубопроводу — из Дальнего Востока. По разным оценкам, его мощность может достичь 25-38 млрд куб. м в год.

Видимо, это одни из главных причин, почему Китай решился на создание новой компании Stream Pipeline Company.

При этом предполагается, что все три государственные компании передадут свои трубопроводные активы, а потом эти активы будут проданы частным инвесторам. China Securities Journal пишет, что этот шаг направлен на снижение монополии, которой государственные компании пользуются с момента их создания.

Также в энергетическом секторе должна вырасти конкуренция и, возможно, снизится коррупция.

Хотя это звучит достаточно привлекательно, есть основания полагать, что эти действия будут иметь очень мало эффекта.

И это в значительной степени потому, что Китай только собирается продавать трубопроводные активы. Государственные предприятия еще долгое время могут их контролировать, то есть останутся монополистами.

А новая компания просто станет новым монополистом в своем секторе.

Вместо конкуренции китайским правительством будет создано новое средство контроля и управления транспортировкой энергоносителей.

Если Китай действительно обеспокоен коррупцией в нефтяном и энергетическом секторах, вытекающей из олигополии, чем и пользуются госкомпании, было бы логичнее просто передать активы этих компаний частным инвесторам.

Тем не менее мы знаем, что Китай будет основным энергетическим игроком в обозримом будущем. Его потребление сырой нефти растет примерно на 10% в год. Только за одно лето КНР заключила два новых крупных трубопроводных контракта.

Китай также активно заполняет стратегические запасы нефти (SPR). В конечном итоге Китай должен накопить примерно 500 млн баррелей нефти, хотя сейчас эксперты говорят о 600 млн баррелей к 2020 г., так как оценки спроса существенно изменились. В настоящий момент Китай создает хранилища для нефти уже в течение 10 лет. Формирование SPR предполагается провести в три этапа, которые завершатся как раз к 2020 г.

Учитывая растущий китайский энергетический сектор, существует определенная логика правительства в создании компании, которая позволит контролировать энергетические потоки. Но, конечно же, это вряд ли имеет какое-либо отношение к борьбе с коррупцией и повышению эффективности.

vestifinance.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
WSJ: американский бизнесмен хочет купить подорванный «Северный поток — 2» (Видео)
Возможность купить «Северный поток-2» может появится в случае банкротства его оператора Nord Stream 2 AG.
Меркель: «Северные потоки» были нужны экономике Германии
Меркель объяснила, почему не остановила строительство «Северных потоков»