Почему бюджет будут сводить за счет нефтяников
«Без серьезного пересмотра подходов к формированию расходных обязательств мы видим, что нам не пройти следующую трехлетку» — Антон Силуанов, Министр финансов.
В конце 2014 г. президент пообещал не повышать налоги в следующие три года. Это очень смело – сразу обрубить себе такой важный источник пополнения бюджета. Но чиновники его сумели убедить – всем уже так надоели постоянные налоговые эксперименты Минфина, объясняет участник обсуждений. Даже министр финансов Антон Силуанов не возражал. На вопрос Путина: «Справимся ли с этим?» сквозь зубы ответил: «Справимся». Но вот начался новый бюджетный процесс – и Минфин опять не в силах побороть искушение. Предлагает закрыть дефицит повышением налогов на нефтяников. Либо через НДПИ, либо приостановить на год снижение пошлин. Если на первое чиновники вряд ли решатся, у второго решения шансы высокие.
На первый взгляд это кажется чудом. Альтернативы – либо проводить реформы вроде повышения пенсионного возраста уже в следующем выборном году, либо пожалеть председателя «Единой России» Дмитрия Медведева (ему не хочется идти на выборы с такими реформами), закрыть дыру резервным фондом и уже к президентским выборам подойти без денег. Тут-то правительство и нашло клад – девальвационную прибыль компаний. С нею можно свести бюджет, не теряя резервов и рейтингов. Даже при обвале цен на нефть доходы от нее продолжают спасать – это уже просто карма.
А как же обещание президента? Формально оно нарушено, но ведь имелись в виду налоги, которые ударят по экономике или по доходам людей, – НДС, НДФЛ и проч. На них правда объявлено табу, клянутся чиновники. А отщипнуть у тех, кто выиграл в кризис, – святое. Да и кто такие нефтяники? В глазах обычных людей – в основном госкомпании. В глазах правительства – Игорь Сечин, который надоел уже просьбами о новых деньгах и льготах. И в целом отрасль некрасиво себя вела: продавила решение о введении налога на финансовый результат для пилотных месторождений, несмотря на возражения Минфина. Так что моральных мук у Минфина быть не должно.
И все равно, даже если Сечина не любят, а от повышения налогов отрасль сильно не потеряет, это не выход. Просто потому, что отказ повышать налоги действительно смелое решение, толкающее на путь болезненных, но нужных реформ.
У Гёте в «Фаусте» есть момент, когда Фауст с Мефистофелем оказываются во дворце государства, у которого также большие проблемы с бюджетом. Все, от казначея до смотрителя дворца, говорят императору об истинном положении дел. И вдруг Мефистофель предлагает гениальную идею – выпустить облигации, обеспеченные кладом, который якобы зарыт в землях государства. То же самое постоянно происходит и с российским правительством: вроде все понимают, что нужны структурные реформы, но каждый раз в голову приходят гениальные идеи.