Санкции США могут пойти на пользу «Роснефти» и Exxon
После введения санкций США против Южно-Киринского месторождения «Газпрому» придется активизировать переговоры с Exxon и «Роснефтью» о покупке газа с «Сахалина-1», убеждены два участника «Сахалина-1» и федеральный чиновник. Пока других вариантов не просматривается, согласен человек, близкий к группе «Газпром».
«Газпром» давно пытается договориться о покупке газа «Сахалина-1» для расширения совместного с Shell СПГ-завода в рамках их проекта «Сахалин-2». Но стороны не сошлись в цене, и теперь «Роснефть» и Exxon думают о строительстве собственного завода.
В июне «Газпром» и Shell договорились, что третья очередь их предприятия будет загружена за счет газа проекта «Газпрома» «Сахалин-3», куда входит и Южно-Киринское. В конце июля гендиректор Shell Бен ван Берден заявил, что Shell может получить долю в «Сахалине-3».
Это решение позволило сдвинуть с мертвой точки переговоры о расширении завода – до сих пор этому мешало лишь отсутствие ресурсной базы. Южно-Киринское планировалось ввести в 2018–2019 гг. А запустить третью очередь завода (ее строительство оценивалось в $7,4 млрд) – в 2021 г., сообщил в июле гендиректор Sakhalin Energy (оператор «Сахалина-2») Роман Дашков.
Но 7 августа США запретили поставлять оборудование для разработки Южно-Киринского. Делать это планировалось с помощью подводных добычных комплектов, которые, по данным «Газпрома», производят только американские FMC Technologies, Cameron, GE Subsea и норвежская Aker.
Теперь альтернативы газу «Сахалина-1» для расширения завода нет и это может повлиять на переговорную позицию «Газпрома», если только он вообще не откажется от расширения, считает человек, близкий к «Сахалину-1». «Партнеры «Сахалина-1» готовы продавать газ по экспортному нетбэку (экспортная цена за вычетом транспортных расходов и пошлины. – «Ведомости») за вычетом затрат на сжижение газа на заводе, – говорит собеседник «Ведомостей». – «Газпром» же хочет покупать по внутренней цене, но это несерьезно».
«Мы хотим монетизировать газ «Сахалина-1» по справедливой цене, а «Газпром» хочет покупать его по своей цене и затем перепродавать по экспортной», – сказал вице-президент «Роснефти» Михаил Леонтьев, напоминая об отвергнутом «Газпромом» предложении Минэнерго покупать газ «Сахалина-1» по экспортному нетбэку за вычетом транспортных расходов. «Мы добиваемся равного доступа всех участников рынка к газотранспортной системе «Газпрома», в том числе на Сахалине», – заключает Леонтьев.
Представитель «Газпрома» не ответил на запрос.
Представить Exxon сказал лишь, что компания «продолжает работать с другими членами консорциума «Сахалин-1» по оценке всех возможностей полного извлечения газовых ресурсов «Сахалина-1».
«Газпром» может прибегнуть к административному ресурсу, опасается человек, близкий к «Сахалину-1».
На Петербургском экономическом форуме, когда «Газпром» и Shell договорились по Южно-Киринскому, предправления концерна Алексей Миллер просил президента Владимира Путина помочь убедить партнеров «Сахалина-1» продавать газ «Газпрому», говорит он. Путин, по его словам, идею поддержал, но велел сторонам самим договариваться о цене. «Пока других сигналов не поступало», – сказал собеседник «Ведомостей». Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков не ответил на запрос.
Для «Роснефти» и Exxon вопрос продажи газа «Сахалина-1» тоже не может затягиваться, отмечает другой человек, близкий к проекту. Регулирующие и проверяющие органы постоянно упрекают партнеров в том, что они не монетизируют газ, а закачивают в пласт, лишая государство налогов. Добиться доступа к трубе Sakhalin Energy для строительства своего завода «Роснефти» не удалось, два суда уже проиграны (кассация назначена на 9 сентября). А перенос завода на другую площадку сделает проект дороже, продолжает он.
Переговоры нужны, но правительство вряд ли вмешается и поддержит одну из сторон, говорит федеральный чиновник. Желание «Газпрома» покупать газ дешево может быть оправданно, но пока никто не предоставлял расчеты, говорит он, не докладывал «Газпром» и о последствиях санкций. Для изучения последствий потребуется 2–3 месяца, а то и полгода, заявил 8 августа начальник финансово-экономического департамента «Газпрома» Александр Иванников.
Санкции против Южно-Киринского – это санкции в отношении российского СПГ-проекта, чтобы сдержать рост доли российского газа на азиатском рынке, убежден аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. Поэтому ситуация получается запутанной. Если не поддержать «Газпром» в переговорах по газу «Сахалина-1», то он не сможет расширить завод и реализовать свою стратегию. Поддерживать американскую Exxon, с которой продолжается налоговый спор, тоже не с руки, продолжает Нестеров. Но газ «Сахалина-1» для «Газпрома» все равно не может быть дешевым, ведь партнеры по консорциуму не должны нести потери, правительству скорее всего придется вмешаться, считает эксперт.
Надавить на «Роснефть», объяснив это государственными задачами, нельзя, считает и собеседник, близкий к «Сахалину-1»: «Одно из условий, поставленных государством перед партнерами, – максимизировать прибыль и налоги, а это невозможно, если газ продавать с такой скидкой».
ЗА ЧТО НАКАЗАНЫ
Поводом для санкций стали сообщения о том, что на Южно-Киринском найдены большие запасы нефти. Год назад министр энергетики Александр Новак сказал, что там открыто месторождение на 464 млн т. Но на баланс «Газпрома» они не поставлены.