«Газпром» предложит властям работать с инвесторами по схемам 90-х годов
Санкции заставляют правительство вернуться к почти забытой практике соглашений о разделе продукции (СРП). «Газпром» и Shell предложат правительству разрабатывать на основе СРП проект «Сахалин-3».
СРП возвращается
Вопрос о включении активов «Сахалина-3» в проект «Сахалин-2», реализуемый на основе соглашения о разделе продукции (СРП), обсудила 30 июля 2015 года рабочая группа наблюдательного совета «Сахалина-2», рассказали РБК два участника встречи. В рабочую группу входят представители «Газпрома», Shell, Mitsui, Mitsubishi, Sakhalin Energy, власти Сахалинской области, чиновники Минэнерго, Минприроды и Минфина, а также эксперты PwC. Речь шла о строительстве третьей очереди СПГ-завода мощностью 5 млн т в год и Южно-Киринском и Киринском месторождениях газа.
Один из собеседников РБК уточнил, что окончательное решение о механизме расширения состава СРП может быть принято до конца года: уже прорабатывается юридическая схема. В конце сентября детали сделки должен обсудить наблюдательный совет «Сахалина-2» — его участники соберутся на конференции «Нефть и газ Сахалина 2015».
«Сахалин-2» и «Сахалин-3»
«Сахалин-2» — проект разработки Пильтун-Астохского и Лунского месторождений на шельфе Сахалина. На его базе действует СПГ-завод мощностью 10 млн т в год. Доля «Газпрома» — 50% плюс 1 акция, Shell — 27,5% минус 1 акция, у Mitsui — 12,5%, у Mitsubishi — 10%.
В 2014 году добыча нефти на «Сахалине-2» составила 5,3 млн т, газа — 17,6 млрд куб. м, произведено 10,8 млн т СПГ. Около 90% СПГ поставляется в Японию по долгосрочным контрактам, спотовые партии в прошлом году шли в Японию, Южную Корею и Китай.
«Сахалин-3» состоит из четырех блоков. В 1993 году компании ExxonMobil и Chevron просили предоставить им право разрабатывать эти месторождения на условиях СРП, но получили отказ. Лицензиями на Киринский, Аяшский и Восточно-Одоптинский сегодня владеет «Газпром», лицензия на разработку Венинского блока принадлежит компании «Роснефть». В Киринский блок «Сахалина-3» входят Южно-Киринское (до 682 млрд куб. м. газа) и Киринское месторождения (163 млрд куб. м газа). На Киринском месторождении добыча началась в 2013 году, выход на максимум добычи газа объемом 5,5 млрд куб. м запланирован на 2018 год. Добыча газа на Южно-Киринском месторождении должна стартовать в 2019–2020 годах.
Идею включить активы «Сахалина-3» в СРП «Сахалина-2» поддержали топ-менеджеры компании Sakhalin Energy (оператора «Сахалина-2»), а также представители Shell и «Газпрома», сообщил РБК федеральный чиновник знакомый с материалами рабочей группы набсовета. Если месторождения и завод станут частью СРП, то они попадут под особый налоговый режим, а вся производимая заводом продукция будет делиться между государством и инвесторами. Последний раз такую сделку инвесторы, регион и правительство заключали 19 лет назад — это было соглашение о проекте «Сахалин-2».
Источник РБК в «Газпроме» утверждает, что вхождение третьей очереди завода по сжижению природного газа в состав СРП — дело решенное, это выгодно монополии: она делит расходы с участниками «Сахалина-2», государством, Shell, Mitsubishi и Mitsui, и доходы участников СРП растут. Месторождения предлагается добавить в проект для гарантии запасов сырья. «Партнеры будут более уверенно вкладывать собственные средства в проект, если он обеспечен ресурсной базой, а также предоставят технологии, в том числе по обустройству подводной части месторождения», — объясняет собеседник в «Газпроме». По его словам, затраты на строительство третьей очереди СПГ-завода оцениваются в $5–7 млрд.
Собеседник РБК в компании Shell говорит, что альтернативой расширению СРП является покупка газа с Южно-Киринского месторождения «Газпрома» для нужд завода. Такой вариант также рассматривается: в понедельник Bloomberg сообщил о планах Shell обменять долю в одном из международных проектов на долю «Газпрома» в проекте «Сахалин-3».
Представители «Газпрома», Минэнерго, Минприроды и Shell от официальных комментариев отказались.
Чиновник Минфина пояснил РБК, что отношение к идее расширить состав активов СРП «Сахалин-2» у его ведомства неоднозначное: «Сначала нужно произвести необходимые финансовые расчеты, во сколько это обойдется государству и сопоставима ли прибыль», — считает он.
По расчетам старшего аналитика UBS Максима Мошкова, общая стоимость разработки Сахалина-3 может превысить $11 млрд, включая стоимость ледостойкой платформы в $3 млрд. $3 млрд уже вложено в проект «Газпромом».
Что такое СРП
Соглашение о разделе продукции (СРП) — договор о совместном предприятии. Обычно соглашение о разделе продукции является договором, заключенным между зарубежной добывающей компанией и государственным предприятием (регионом, федеральным правительством), уполномочивающей подрядчика провести поисково-разведочные работы и эксплуатацию месторождения нефти, газа и других полезных ископаемых в соответствии с условиями соглашения. Инвестор получает компенсацию затрат в приоритетном порядке, государство извлекает свою долю доходов, только после возврата инвесторами большей части инвестиций. В России отношения в рамках соглашений о разделе продукции регулируются федеральным законом № 225-ФЗ от 30 декабря 1995 года «О соглашениях о разделе продукции». Налоговый режим, устанавливаемый для СРП, регулируется главой 26.4 второй части Налогового кодекса России.
Спорная схема
Всего в России с 1995 года было запущено три проекта по схеме СРП. Помимо «Сахалина-1» и «Сахалина-2» это Харьягинское нефтяное месторождение в Ненецком автономном округе, которое разрабатывает Total. В начале 2000-х годов схему стали активно критиковать российские нефтяники (в первую очередь крупнейшая тогда НК «ЮКОС») и правительственные чиновники, а в мае 2003 года в закон о СРП были внесены поправки, сделавшие заключение новых соглашений.
Основным критиком СРП, в частности проекта «Сахалин-2», выступала Счетная палата под руководством Сергея Степашина. Изучив итоги работы соглашения за 2003–2004 годы, аудиторы СП пришли к выводу, что «условия соглашения (по «Сахалину-2») крайне невыгодны для России». В отчете СП говорилось, что «соглашение подписано с нарушением закона, без конкурсов и аукционов», а нанесенный стране ущерб составил в общей сложности $2,5 млрд. Основная претензия аудиторов сводилась к тому, что инвесторы якобы завысили затраты по проекту на $2 млрд, закупая у иностранных поставщиков слишком дорогое оборудование. В итоге даже в ценах на нефть 2005 года рентабельность проекта не дотягивает и до 17%, и в ближайшие 10–15 лет Россия не получит по соглашению ни тонны сырья, говорил аудитор Александр Беляков.
В 2007 году Счетная палата указала на то, что государство не умеет контролировать работу проектов в режиме СРП. «Распространенность нарушений при реализации СРП во многом связана с неэффективностью государственного контроля», — говорится в заключении Счетной палаты по правительственному докладу «Об итогах работы по подготовке и реализации СРП за 2006 год». Необходим единый нормативно-правовой акт, который регламентировал бы порядок учета имущества оператора, создаваемого в рамках СРП. Таможенные органы из-за несовершенства порядка таможенного оформления товаров не могут обеспечить контроль над получением участниками проектов льгот при уплате таможенных платежей, писали аудиторы СП.
По мнению старшего научного сотрудника ИМЭМО РАН Михаила Субботина, месторождения «Газпрома» (Южно-Киринское и Киринское) будет сложно включить в качестве ресурсной базы в состав СРП, поскольку это может привести к сокращению выплат в бюджет Сахалинской области из прибыли проекта. В этом случае государству придется компенсировать региону часть средств за счет поступлений от НДПИ «Сахалина-2», которые сейчас поступают в федеральный бюджет.
Но сильным аргументом в пользу дополнения «Сахалина-2» активами «Сахалина-3» служат санкции. «Газпром» не может сам купить оборудование для работы на шельфе (его глубина в проекте — от 110 м до 300 м), а его партнеры могут работать с ним только в действующих проектах. Монополия уже сдвинула срок запуска третьей очереди СПГ-завода на Сахалине. В конце июля корпоративная газета Sakhalin Energy со ссылкой на доклад главы компании Романа Дашкова сообщила, что окончательное решение об инвестировании в третью очередь будет принято во второй половине 2017 года, а запуск намечен на 2021 год.