«Газпром» закрывает на Ямале 200 километров железной дороги

Проект, на который были потрачены миллиарды, концерну не нужен.

1 июня на Ямале закрыли часть железнодорожной линии Новый Уренгой – Ямбург, которая эксплуатировалась с 80-х годов и называлась в народе «дорогой жизни». Ветка была построена под нужды «Газпрома» после того, как было принято решение обустраивать и эксплуатировать вахтовым методом богатейшее запасами газа Ямбургское месторождение. Власти округа сожалеют о появлении еще одного ЖД-кладбища в то время, когда округ нуждается в инфраструктуре, но ничего сделать не могут – дорога частная, решение за «Газпромом». Эксперты же считают, что «Газпром» поступает в своих традициях – освоить колоссальные деньги на стройке, а потом избавиться от балласта.

Как пояснили Znak.com в компании «Газпром добыча Уренгой», на чьем балансе находится железная дорога, движение поезда на участке от 12-го километра (станция Еваяха) до станции Ямбург (это приблизительно 220 километров) остановлено на неопределенный срок. Участок Новый Уренгой – Еваяха остается в эксплуатации.

Причиной остановки в уренгойской «дочке» «Газпрома» называют техническое состояние линии, которое, по их мнению, может привести к авариям и ЧП. Она работает в режиме временной эксплуатации еще с 1986 года. Другой причиной газовики называют прекращение финансирования со стороны структур «Газпрома» на достройку, ремонт и содержание. «Регулярного движения по этой ветке все равно нет», – говорят в компании.

Ветка на Ямбург является тупиковой – она отходит от основной через несколько километров после Нового Уренгоя и идет по лесотундре через реки. В свое время это значительно подняло стоимость строительства. При ее возведении в 80-х была проделана огромная работа: создана насыпь высотой 8-10 метров для защиты полотна от снежных заносов. Точных данных о цене стройки нет, но в 2002 году это дорогу хотели достраивать. Тогда озвучивалась сумма в 2,1 млрд рублей. В итоге проект так и не был завершен, так как участники не договорились, за чей счет будет идти финансирование.

Первое пробное движение по дороге Новый Уренгой – Ямбург было пущено в июле 1986 года. Рабочий поезд прибыл на станцию Озерную, расположенную на 214 километре новой магистрали. Газодобытчикам было доставлено оборудование, дорожные плиты, трубы. Затем, в течение долгих лет, работа железнодорожной ветки вызывала нарекание коренных народов Севера. Ямальские оленеводы жаловались на то, что внезапно оказались в эпицентре промышленного освоения Ямбургского месторождения. Вокруг них – компрессорные станции, буровые вышки, нити газопроводов, свалки металлолома, бетонные отсыпки, а тут еще по их земле прошла железнодорожная дорога без переходных путей для оленей, которые не могут ее пересечь в поисках корма.

Сегодня рабочие «Газпром добыча Уренгоя» предрекают некогда важнейшей железнодорожной северной ветке участь дороги «501-й стройки». Железнодорожники вывозят технику и людей с участков обслуживания.

«Газпром добыча Уренгой» этой железнодорожной линией давно не пользуется. С 2004 года ветка сдается в аренду Ямальской железнодорожной компании, которая осуществляет по ней перевозку грузов. В ЯЖДК Znak.com подтвердили, что договор аренды с ними не был продлен и закончился 1 июня. Для компании это стало неприятным сюрпризом, так как обернется убытками, хотя объемы перевозок и не превышали двух с половиной вагонов в сутки.

В компании считают, что техническое состояние линии Новый Уренгой – Ямбург находится в рабочем состоянии и ее можно было использовать и дальше, устранив некоторые недочеты. Есть также мнение, что, получив предписание об устранении нарушений от транспортной прокуратуры, «Газпром добыча Уренгой» решила просто остановить движение по своему ведомственному участку, чтобы не портить отношения с надзорными органами. Тем более что нужды в линии нет. В компании существует отдел по ремонту и эксплуатации автомобильных дорог, этому направлению и отдано предпочтение. Рабочие «Газпром добыча Уренгоя» на вахту также доставляются автотранспортом.

А вот еще одной «дочке» «Газпрома» – «Газпром добыча Ямбург», после закрытия линии придется перестраивать транспортную логистику. Как рассказали Znak.com в компании, для доставки на месторождение вахтовых рабочих был зафрахтован один вагон (локомотив закреплен за ЯЖДК). На нем с регулярностью раз в два дня по четным числам перевозились 30-50 рабочих. По нечетным числам для этих целей ходил автотранспорт. Зимой автодорога по метеоусловиям могла быть непригодной для использования, и тогда вахта добиралась до места только поездом. Кроме перевозки рабочих, «Газпром добыча Ямбург» использовал железнодорожную ветку для перевозки грузов, метанола, который по необходимости добавляют к газу при добыче из скважин.

Пара пассажирских и грузовых поездов из Нового Уренгоя до Ямбурга и обратно еще несколько лет назад курсировали в ежедневном режиме. Путь пассажирского длился семь часов, несмотря на то, что расстояние составляет чуть более 200 километров. Для желающих добраться самостоятельно цена билета на поезд составляла 350 рублей, на автобус дороже – 600 рублей.

В департаменте транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО о закрытии ветки узнали из неофициальных источников – «Газпром добыча Уренгой» не стал официально уведомлять власти о своем решении. В департаменте говорят о том, что повлиять на частную организацию вряд ли могут. Скорее, готовы способствовать переговорам других компаний, заинтересованных в работе линии.

«Нам печально слышать о том, что «Газпром добыча Уренгой» принял решение прекратить эксплуатировать эту ветку, – говорит главный специалист управления транспорта профильного департамента Олег Корепцов. – Они посчитали и, видимо, решили, что использовать автомобильную дорогу, которая идет параллельно железной, будет выгоднее. Сейчас сложно сказать, что с ней произойдет. Без ухода и содержания в наших условиях железная дорога может прийти в негодность за очень короткий срок. И ее дальнейшая судьба будет зависеть от того, будет она законсервирована или нет. В перспективе развития территории она может пригодиться. Но в настоящий момент округ не решится взять ее на содержание, хотя для развития территории важна любая инфраструктура, и эта линия, безусловно, сыграла бы еще свою роль».

Вопрос о будущем дороги в скором времени должен обсуждаться на встрече руководства ЯЖДК и «Газпром добыча Уренгоя». Больше всего в этой ветке сейчас заинтересована ЯЖДК, ведь она теряет клиентов на своих грузоперевозках. Но даже с условием, что «Газпром» передаст эту ветку ЯМЖК на безвозмездной основе, ЖД-компания вряд ли сможет ее содержать. У нее на балансе уже есть железная дорога Коротчаево – Уренгой, и в ЯЖДК хорошо себе представляют, во сколько обходится обслуживание.

Решить вопрос о том, кто будет финансировать обслуживание железной дороги Новый Уренгой – Ямбург, на месте, в регионе, не удастся, считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. Никто не захочет добровольно брать на себя объект, который пригодится лишь в перспективе, а содержать его надо сейчас. Вопрос может решиться только на самом высоком уровне – у президента Владимира Путина. Крутихин считает, что такие действия, по избавлению структур «Газпрома» от содержания очень дорогих объектов, характеры для концерна.

«Есть пример того, как совершенно открыто, публично во время встречи с Путиным руководители «Газпрома» попросили содействия в продаже своей железнодорожной ветки Обская – Бованенково, поскольку ее содержание обходится чрезвычайно дорого. И «Газпрому» невыгодно ее содержать. Выгодно возить по ней грузы до Бованенковского месторождения, может, продлевать ее до Халясавэя или до Сабетты для доставки грузов. Уговорить РЖД на то, чтобы они взяли эту ветку на свое содержание, так и не удалось, поскольку это очень дорогая ветка. Так что у «Газпрома» есть традиция отказываться от железнодорожных объектов и пускать деньги на что-то другое. Мне очень обидно, что Ямбург может остаться без железнодорожного сообщения, поскольку этот узел еще очень и очень может пригодиться «Газпрому» для освоения других газовых месторождений и даже другим компаниям, которые могли бы работать в том регионе. Но тут трудно что-то сказать, поскольку хозяин – барин, это решение корпоративное. У «Газпрома» один руководитель, и это не Миллер, а Владимир Путин. И единственный, кто может принять это стратегическое решение, это он», — говорит Крутихин.

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Меркель: «Северные потоки» были нужны экономике Германии
Меркель объяснила, почему не остановила строительство «Северных потоков»
Замминистра энергетики РФ и Сийярто обсудили поставки газа после санкций США
Речь идет об ограничениях против Газпромбанка