05 October 2007, 15:27
Украина. Крупный и мелкий опты «живут» собственной жизнью
Длительная практика внедрения декларативных цен на нефтепродукты привела к тому, что как такового рыночного механизма ценообразования на топливо в стране не существует.
Топливный рынок является зеркалом экономической политики любого правительства. Внимание к ценам на нефтепродукты всегда было пристальным, поскольку от стоимости «горючки» напрямую зависит динамика цен на продовольствие, услуги и т.д. В разных странах мира существуют различные механизмы ценообразования. К примеру, в одних — государство дотирует топливный сегмент рынка энергоносителей, и поэтому цены на бензин и ДТ низкие. В других — напротив введены высокие ставки налогов, что объясняет высокий уровень топливных цен на внутреннем рынке. «BIN» попытались разобраться, как же в нынешней Украине выглядит механизм ценообразования на топливо.
Большинство опрошенных экспертов сходятся во мнении, что Украина относится к категории стран, где действуют относительно низкие ставки акцизов. Тем не менее страна лидирует по уровню розничных цен, очищенных от налогов. Такое положение вещей сложилось из-за того, что рынок длительное время находился под влиянием так называемых декларированных правительством цен. В среде нефтетрейдеров еще свежи воспоминания о < ежовых рукавицах> правительства Юлии Тимошенко, которая во время весеннего кризиса лично объезжала заправки и ставила нужные цены, а также о неоднократных договоренностях с правительством Виктора Януковича о сдерживании цен на стелах АЗС. Хотя ни одно из правительств толком так и не смогло объяснить, почему литр топлива должен продаваться именно по такой-то цене. Чиновники зачастую апеллировали к изменениям мировых цен на черное золото, притом, что указанная взаимосвязь не всегда была неочевидной. Ближе всех к решению этого вопроса подошло правительство Виктора Януковича, которое даже разработало специальную формулу по расчету розничных цен, учитывающую множество факторов (в том числе и внешнюю конъюнктуру).
Однако и после ее введения на мировой рост стоимости на нефть и нефтепродукты наши розничники отвечали завидной стабильностью цен, зачастую — в убыток себе. Позже о формуле позабыли. В то же время искусственное ценообразование убило конкуренцию в розничном сегменте рынка. «Цена на конкурентном рынке должна определяться соотношением спроса и потребления, а также ожиданиями участников рынка по изменению этого соотношения в будущем. Если ценообразование происходит иначе, значит, на нем (рынке) нет конкуренции. Например, какая может быть конкуренция, если все будут торговать, используя формулу расчета цены. Зачем конкурировать, если у всех цена одинаковая и зависит от одного источника. Не имеет значения, что это — источник товара или информации о его цене», — считает директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин.
Примечателен и тот факт, что все составляющие рынка (завод — крупный опт — мелкий опт — транспорт — хранение — розница) придерживались автономности в ценообразовании, хотя должны непосредственно влиять друг на друга. Если отпускные цены НПЗ практически всегда ведут себя пропорционально изменениям цен на нефть (сырье поставляется из России), то крупный и мелкий опты «живут» собственной жизнью и по-разному реагируют на эти изменения. В итоге ценовые колебания (как вверх, так и вниз) существенно не отражаются на конечной цене. В результате более или менее приемлемо чувствуют себя НПЗ, имеющие собственные сети АЗС, поскольку соприкасаются с наименьшим числом посредников.
Другие участники розничного рынка зачастую работают при минимальной рентабельности, которую увеличивают за счет ухудшения качества топлива или попросту < бодяжат> бензин, дабы приумножить прибыль. Не стоит забывать и тот факт, что за рост цен власти прежде всего спрашивают с них. По мнению Сергея Сапегина, украинский рынок должен функционировать по рыночной модели, исключающей государственное регулирование ограничения цен, квотирования экспорта, формулы расчета цены и т.п. «Тем не менее это не исключает контролирующую функцию государства с точки зрения обеспечения конкуренции на рынке и недопущения антиконкурентных действий со стороны участников рынка. Антиконкурентные действия — это не только завышенная или заниженная цена. Низкое качество топлива, уход от налогов, недоливы топлива, торговля с нарушениями действующего законодательства и любой другой обман потребителей — все это проявления недобросовестной конкуренции», — отмечает Сапегин. Эти проблемы свидетельствуют о том, что нынешняя политика государства на топливном рынке может весьма негативно отразиться на рядовом потребителе, для которого реальные цены могут стать неприятной неожиданностью.