Последние макроэкономические тенденции в России. Состояние населения
Уровень потребительской инфляции на конец марта 2015 достиг 17% (г/г) – это самый высокий уровень с декабря 2001. Но с марта инфляция замедляется. Месячный прирост цен в январе составил чудовищные 3.9%, что стало максимальным ростом с 1999, в феврале 2.2%, в марте 1.2%, а в апреле предположительно будет 0.8-1%. В России инфляция за месяц больше, чем в странах западной Европы за 3 года!
Однако в июле намечается плановый ежегодный рост тарифов на ЖКХ и рост цен на услуги, которые реагируют с лагом в пол года на товарный ценовой прирост. Это поддержит инфляционное давление, но все же пик годовой инфляции, судя по всему будет достигнут в мае-июне (при условии, что не будет сокрушительной девальвации рубля или краха фин.системы). Правда стоит заметить, что для группы наименее обеспеченных слоев населения инфляция значительно выше. Так, например, продовольственная инфляция составляет по официальным данным на март 2015 свыше 22.5% , а продукты питания у бедных в структуре расходов, как правило, свыше 35-40%.
Трехмесячный ценовой импульс сейчас наивысший с 1998-1999 годов. Разрушительные последствия начались в декабре 2014, чему активно способствовал ЦБ РФ.
Однако, не смотря на рекордную инфляцию, зарплаты населения растут наименьшими темпами в истории современной России. Еще никогда зарплаты в номинальном выражении не росли ниже 10% (г/г) уже 14 месяцев подряд. Сейчас годовой рост всего 5.5% (33.2 тыс в марте 2015 против 31.5 тыс в марте 2014).
В реальном выражении (т.е. с учетом инфляции) провал сокрушительный. К прошлому году реальные зарплаты ниже на 10%! Для сравнения. В самый худший период кризиса 2008-2009 падение реальных зарплат не опускалось ниже 5.2% (в июле 2009). Глубина и масштаб текущего кризиса для населения, как минимум в два раза больше, чем 6 лет назад.
В долларовом выражении зарплаты сейчас немногим выше 500 баксов, что соответствует уровням 2006 или дну кризиса 2009. Годовое падение составляет около 40% — последний раз нечто аналогичное было лишь в 1998.
Вполне логично и естественно, что розничные продажи падают сопоставимо с падением доходов населения.
На графике ниже динамика расходов на личное потребление, рассчитанных мною из данных Росстата, как (розничных продажи населения + оказанные услуги населению за месяц). Данные приведены в реальном выражении.
Видно, что после определенного потребительского ажиотажа в декабре, вызванного шоком от обесценения рубля, в январе-феврале расходы населения обвалились. Падение на февраль 2015 составляет почти 7% относительно февраля 2014. В худший период кризиса 2009 расходы падали на 10%.
Если же сравнить с официальными данными Росстата из отчета по ВВП (все данные в реальном выражении), то можно заметить , что динамика расходов населения сопоставима с динамикой ВВП.
Из этого следует, что ,по всей видимости, в первом квартале можно ожидать падения ВВП на 5-8%. Конечно, Росстат нарисует нулевую или даже положительную динамику, но мы то знаем, что данные имеют особенность пересматриваться )) По крайней мере, я не вижу объективных причин считать иначе, учитывая, что инвестиции компаний и расходы государства в реальном выражении смотрятся, мягко говоря, скверно.
Я пока не рассматривал остальные компоненты ВВП. Падение импорта может исправить торговый баланс, что окажет положительное влияние на ВВП, но не радикально.
Что касается занятости и безработицы, то по данным Росстата ничего критического нет, что полностью противоречит корпоративным новостям, отчетам компаний и тенденция на рынке труда. Например, по данным hh.ru ситуация на рынке труда серьезно ухудшилась. Коэффицитент количества резюме к вакансиям стал 3.2 против стандартных 1.5 до кризиса. Ухудшение началось, как вы могли догадаться после диверсии ЦБ РФ и разгона инфляции.
Это же соответствет данным другого агентства — superjob.ru.