Эксперты против сворачивания работ на шельфе

arktichДаже в сложных экономических и политических условиях нефтедобыча на Арктическом шельфе остается локомотивом развития северных регионов. Она стимулирует развитие инновационных производств и транспортной инфраструктуры, в том числе Северного морского пути, и прекращать ее нецелесообразно. К такому выводу пришло абсолютное большинство экспертов, опрошенных Институтом региональных проблем в январе-феврале этого года.

В опросе участвовали 100 экспертов из 9 северных регионов — ученые, представители власти и общественных организаций коренных народов, руководители предприятий. И 72% из них делают ставку именно на развитие огромного потенциала минерально-сырьевой базы Арктического шельфа. Их аргументация: развитие нефтедобычи в условиях Арктики способствует созданию высокотехнологичных рабочих мест и, соответственно, росту доходов населения, улучшению социальной ситуации. Кроме того, это создает условия для развития других отраслей экономики. Противоположная позиция (14% опрошенных) — развитие нефтедобычи на шельфе экономически невыгодно.

Тем временем все чаще высказывается мнение, что дорогостоящие арктические проекты следует свернуть (некоторые уже остановлены) и вернуться к ним тогда, когда конъюнктура на мировом рынке углеводородов станет более благоприятной. И среди опрошенных экспертов именно в этом вопросе выявились самые большие расхождения мнений. За продолжение проектов высказались лишь 57%. Они считают, что низкие цены продержатся недолго, а проект масштабный и долгосрочный — чтобы успеть к периоду высоких цен, работы надо не сокращать, а ускорять. Еще аргумент — другие страны своей активности в Арктике не сокращают. И, возможно, самое главное: консервация объектов обойдется дороже, чем продолжение работ. Недостроенное и брошенное в экстремальных погодных условиях через 1-3 года будет разрушаться. Оппоненты, со своей стороны, утверждают: дефицита добычи углеводородов для внутреннего рынка у нас нет, поэтому в условиях кризиса надо сосредоточиться на проектах, которые быстро принесут отдачу.

Что касается долгосрочных перспектив, то подавляющее большинство экспертов (74%) сошлись на том, что разработка шельфовых арктических проектов — это надежное обеспечение энергетической и национальной безопасности России. Кроме того, освоение шельфа Арктики — это инвестиции в знания и технологии, которые являются основой мощи и суверенитета страны.

По мнению президента Института национальной стратегии Михаила Ремизова, в условиях кризиса надо четко расставить приоритеты. «Разведка на шельфе — мегапроект, — говорит он. — Сейчас страна не может себе позволить много мегапроектов, поэтому надо выбирать». На это гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев заметил: «Арктика — несомненно, локомотив экономики. Мы с Ремизовым спорим только о числе вагонов».

Источник: РГ.
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Нефть. Цены по сортам на 26 ноября 2024
Индия, основным поставщиком нефти для которой стала Россия, наращивает поставки дизеля и авиатоплива в Европу.
Около 90 млн тонн нефти планируют добыть до конца года в Казахстане (Видео)
Более 88 миллионов тонн нефти планируют добыть в Казахстане до конца этого года. Об этом сообщили во время правительственного часа в Мажилисе. Большая часть объемов приходится на три крупных месторождения.