Крым запасается топливом, мечтая о собственном НПЗ
Вошедший год назад в состав России Крым не имеет сухопутного сообщения с основной территорией страны и вынужден создавать запасы важнейших ресурсов, в частности энергоносителей, или пытаться производить их самостоятельно.
Власти полуострова, который представлен в РФ двумя субъектами — Республикой Крым и городом Севастополь, — раздумывают о собственной нефтепереработке, сказал в интервью Рейтер министр топлива и энергетики Крыма Сергей Егоров.
Став российским, Крым очутился под санкциями Запада, который наказывает Москву за политику на Украине. Одновременно полуостров лишился поставок с Украины многих товаров, в том числе топлива.
Российское снабжение поступает главным образом через паромную переправу в Керчи, отделённую от Краснодарского края узким проливом. Однако этот короткий путь морем нестабилен — отгрузки идут с перебоями из-за загруженности парома и штормов, вызывая скачки цен на полуострове.
«Бывало, когда запасы иссякали, прекращались продажи (на АЗС) за наличный расчет, отоваривались только талоны… Но как только есть запасы, обстановка у трейдеров восстанавливается, и рынок сам себя регулирует», — говорит Егоров.
В Крыму создан резервный фонд нефтепродуктов, который включает 50.000 тонн автобензинов и 30.000 тонн дизтоплива, хранящихся на нефтебазах полуострова, сказал Егоров.
В сложный для Крыма период, который местные власти называют «переходным», необходимо постоянно отслеживать стоимость топлива на АЗС, хотя в политику ценообразования на топливо власти не вмешиваются, уверяет Егоров, но держат ситуацию под контролем.
«У нас рыночные цены и рынком контролируются. У нас есть поручение главы республики — переходный период, сложная обстановка.., поэтому постоянно цены мониторим», — сказал Егоров.
Однако участники местного топливного рынка видят роль государства по-другому, говоря, что власти полуострова пристально следят за стоимостью нефтепродуктов, чтобы удержать цены на продовольствие и избежать недовольства жителей.
«Цены итак везде высокие, если подорожает топливо — люди взбунтуются», — сказал трейдер.
По данным Thomson Reuters Kortes на 20 февраля, стоимость топлива на примерно 350 крымских частных АЗС остаётся выше на 1-4 рубля, чем в среднем по соседнему Краснодарскому краю, однако цены на бензин на полуострове не растут с сентября 2014 года.
«Для нас главное — восстанавливать запасы, и уже больше месяца запасов топлива достаточно (чтобы избежать роста цен)», — сказал Егоров.
Одновременно в Краснодарском крае, откуда через Керченский пролив поступает топливо, средняя цена А-92 в рознице Роснефти возросла с сентября по декабрь 2014 года на 1,0 рубль за литр, Аи-95 — на 0,7 рубля за литр, на дизтопливо — на 20 копеек.
700 тонн бензина и 300 тонн дизтоплива, которые нужны для ежесуточного обеспечения топливом Крыма, везут, в основном, через керченскую переправу железнодорожными цистернами и автотранспортом, а также танкерами через порты Феодосия и Керчь.
Источник на региональном рынке говорит, что морские поставки топлива в Крым не растут из-за страха судоходных компаний оказаться под западными санкциями.
Егоров сказал, что закупками топлива для крымских АЗС занимаются трейдеры, но не назвал их из-за санкций.
По словам Егорова, непростая ситуация с доставкой топлива на полуостров добавляет к его стоимости 2-3 рубля по сравнению с ценниками в Краснодарском крае и отражает риски, связанные с простоем транспорта. Власти стараются регулировать поставки топлива через пролив, устанавливая приоритет на прохождение через переправу определенных грузов.
«Паромная переправа — очень узкое место, когда идет большой поток грузов. Там Минтранс регулирует, все планируется», — отметил министр.
К 2019 году Москва обещает построить мост через Керченский пролив — это решит проблему поставок топлива в Крым, и цены в регионе сравняются с материковыми, уверен Егоров. Однако выделение свыше 200 миллиардов рублей на этот проект из тающего российского бюджета может оказаться под вопросом, и тогда региональным властям нужно будет искать альтернативное решение.
КЕРЧЕНСКИЙ НПЗ
Власти полуострова изучают возможность строительства НПЗ мощностью 1 миллион тонн в год на базе Субботинского месторождения на шельфе Черного моря в районе города Керчь с оценочными запасами около 100 миллионов тонн нефти.
«Меньше (мощности в 1 миллион тонн в год) НПЗ экономически нецелесообразно строить. Если построят завод, нам не надо будет завозить топливо (с материка)», — сказал Егоров.
Планы строительства НПЗ в районе Керчи в Минэнерго пока не обсуждались, сказала представитель Минэнерго РФ.
По мнению аналитиков, стоимость строительства НПЗ будет зависеть от его конфигурации: чтобы завод мощностью 1 миллион тонн в год смог вырабатывать качественное топливо и иметь глубину переработки более 90 процентов, в его строительство необходимо инвестировать около $1 миллиарда.
Более простой НПЗ будет стоить существенно дешевле:
«Строительство среднего НПЗ такой мощности без сложных установок может стоить примерно $300 миллионов», — сказал аналитик Small Letters Виталий Крюков.
Будучи дочерней структурой Нафтогаза Украины, Черноморнефтегаз планировал начать освоение Субботинского месторождения сначала с российским Лукойлом, потом в рамках соглашения о разделе продукции (СРП) с итальянской Eni и французской EDF, но в 2014 году был национализирован Россией.
Подпавшая под санкции Запада госкомпания Черноморнефтегаз пока добывает незначительные объемы нефти — около 600 тонн в месяц. Егоров также сказал, что в 2015 году Черноморнефтегаз немного нарастит добычу природного газа с 2 миллиардов кубометров, добытых в 2014 году, и его полностью хватит для обеспечения спроса на полуострове.
Источник: Рейтер.