Правительство хочет обязать компании продавать и покупать нефть на российской бирже
С начала августа вступило в силу постановление правительства об организации биржевой торговли нефтью. Сами торги планируется запустить с первого октября, а пока речь идет о размещении заказов на поставку нефтепродуктов на биржевой площадке. И хотя в самом постановлении название конкретной биржи не упоминается, эксперты не сомневаются в том, что речь идет о новой товарно-сырьевой бирже, которая создается в Санкт-Петербурге. Сообщает www.mn.ru
Напомним, что биржа эта создавалась не просто так, а под идею запуска на рынок новой российской марки вместо используемой ныне Urals. Всё началось с того, что два года назад на одном из совещаний с членами правительства президент Путин выразил недовольство тем, что казна много теряет из-за низкой стоимости Urals по отношению к эталонной североморской марке Brent. Дело в том, что цена Urals формируется на биржах как производная от цены на Brent. Причем разница всегда не в пользу российской нефти из-за ее относительно невысокого качества.
В ответ министр экономического развития и торговли Герман Греф выдвинул инициативу создания собственной торговли фьючерсами на российскую нефть. Вскоре было названо ее новое имя — REBCO (Russian Export Blend Crude Oil). Тогда же произошел забавный случай: воспринимавшие на слух новость журналисты информационных агентств запустили по лентам название новой марки, как «Репка». Лишь несколько часов спустя ошибка была исправлена. Однако марка уже обрела свое сленговое название.
С прошлого октября новый фьючерс был запущен на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже (NYMEX) на условиях FOB (обязательство по поставке считается выполненным, когда товар переходит через поручни судна в порту отгрузки) из порта Приморск. А в минувшем мае на Петербургском международном экономическом форуме было подписано соглашение между Германом Грефом и президентом NYMEX Джеймсом Ньюсамом об организации в городе на Неве первой в России международной товарно-сырьевой биржи, на которой собственно и будет торговаться REBCO.
Все это как декларация о намерениях смотрится просто прекрасно: нефть в мире остается дорогой, спрос на нее растет, Россия играет все большую роль в мировой энергетической системе… Однако на практике шансы на то, чтобы вытянуть «Репку» на мировой рынок, крайне невелики.
«На новый сорт нефти были большие надежды, однако спрос на нее еще не сложился», — считает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Екатерина Кравченко. — Это связано и с невысоким качеством российской нефти по отношению к Brent, и с проблемами ее транспортировки: поставки REBCO сейчас не получается осуществлять быстро». К этому можно добавить то, что даже самые качественные сорта нефти далеко не сразу завоевывают рынок. Скажем, на раскрутку той же марки Brent ушло в свое время почти четыре года. А ведь новая российская нефть по своим качественным характеристикам ничуть не предпочтительнее старой. Ее улучшение могло бы быть связано лишь с запретом на экспорт высокосернистой нефти, которую добывают многие российские компании, что в результате обернулось бы большим минусом для страны.
Весьма показательным является и то, что за все время, прошедшее с момента запуска новой российской марки на NYMEX, ни одной сделки по REBCO там так и не было заключено. Как поясняют организаторы торгов, это вызвано нежеланием нефтяных компаний, привыкших работать с собственной трейдинговой системой, переходить на новый инструмент. И это несмотря на то, что МЭРТ несколько раз проводило совещания с участием представителей нефтяного сектора, на которых чиновники пытались донести до компаний все выгоды работы с «Репкой». Пока безрезультатно. Сами трейдеры объясняют это неудобством работы с новым фьючерсом, предполагающим чересчур сложные условия.
К тому же нефтяникам явно не добавляет оптимизма тот факт, что торговлю на новой бирже планируется вести за рубли. На нефтяном рынке есть традиции, складывающиеся десятилетиями, и одна из них — торговля за доллары. Тот факт, что курс американской валюты в конкретный момент времени может падать по отношению к другим мировым валютам, никак на эту практику не влияет.
Видимо, исходя из этого в правительстве решили подтолкнуть участников нефтяного рынка к «правильному» решению. Получателям бюджетных средств рекомендовано с 1 октября 2007 года приобретать на бирже не менее 15% от закупаемых ими объемов «черного золота». Постановление также предписывает внесение в повестку дня заседаний руководства нефтяных компаний с долей госучастия не менее 25% вопроса о покупке-продаже части объёмов нефтепродуктов на бирже.
Но даже несмотря на такой административный протекционизм светлое будущее RBCO под большим вопросом. Заставить нефтяные компании поучаствовать в биржевой торговле — дело в российских условиях нехитрое. Ведь, как известно, «Роснефть» и «Газпром нефть» — государственные компании. Частные же — ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз» и другие — в желании ссориться с правительством не замечены. А вот в условиях глобального рынка, коим является нефтяной, приказать нераскрученной марке нефти стать популярной куда сложнее.
Скорее всего, события будут развиваться следующим образом. Товарно-сырьевую биржу в Петербурге торжественно откроют и проведут на ней несколько показательных сделок по новой марке «под телекамеры». Президенту страны доложат об успехе, а может, даже пригласят разрезать ленточку. Когда телекамеры свернут, тихо свернется и торговля непопулярной маркой. Через некоторое время биржа столь же тихо перейдет на стандартную торговлю принятой в мире линейкой нефтепродуктов за принятую в мире валюту. А тянуть и дальше «Репку» за хвост будет некому и незачем.