Нефть дорожает из-за ситуации в Ираке
Нефть дорожает на опасениях разрастания конфликта в Ираке и сокращения поставок энергоносителей из этой страны.
Августовские фьючерсы на нефть Brent на лондонской бирже ICE Futures утром 16 июня выросли до $113,06 за баррель. Цена фьючерса на нефть WTI на июль на электронных торгах Нью-йоркской товарной биржи (NYMEX) увеличилась до $107,34 за баррель.
Это так называемые спекулятивные колебания, основанные лишь на негативных ожиданиях инвесторов; то есть чисто психологическое явление. Однако если ситуация в Ираке будет усугубляться, говорят аналитики рынка, то мировой экономике грозят гораздо более серьезные последствия.
Серьезным последствием нынешнего конфликта эксперты называют неприятности для компаний, инвестировавших в Ирак. В их числе практически все мировые гиганты, включая американскую ExxonMobil, британскую BP, нидерландско-британскую Shell, французскую Total, а также компании из Кореи, Китая, Малайзии и России.
В частности, российская компания «Лукойл» вложила в разработку месторождения «Западная Курна-2» около $4 млрд. Добыча началась в марте этого года. Если боевики продолжат наступление на Багдад и сумеют продвинуться на юг, то эти вложения можно считать потерянными.
«Судя по всему, пройдет не один год, возможно даже 10 лет, пока Ирак сможет оправиться от нового вооруженного столкновения на своей территории», — сказал аналитик RusEnergy Михаил Крутихин.
Впрочем, потери «Лукойла» — это потери частной компании, добавляет он. Российский бюджет только выиграет, если цены на нефть будут расти. Однако чрезмерного роста, по его мнению, в любом случае не будет.
Движение «Исламское государства Ирака и Леванта», которое связывают с «Аль-Каидой», ведет наступление на столицу Ирака — Багдад. Боевики движения уже захватили ряд крупных городов страны.
«Конфликт в Ираке является ключевым двигателем рынка, — отметил старший стратег CMC Markets в Сиднее Рик Спунер. — Ситуация является очень неопределенной. Скорость, с которой разрастается конфликт, показывает, насколько хрупкой была обстановка в этой стране».
Ирак, являющийся вторым по объему добычи нефти среди стран ОПЕК, в мае добывал в среднем 3,3 млн баррелей в сутки.
Напомним, на минувшей неделе боевики организации «Исламское государство Ирака и Леванта» захватили второй по величине иракский город — Мосул. Правительственные войска бежали из города, и он на некоторое время полностью перешел под контроль террористов. Кроме Мосула и части провинции Найнава боевики установили контроль над некоторыми районами провинций Киркук и Салах-эд-Дин и захватили один из трех контрольно-пропускных постов на границе с Сирией.
Нападение на Мосул, являющийся к тому же одним из центров иракской нефтяной промышленности, стало самой крупной победой ИГИЛ. Ранее под его контролем уже оказывались иракские города, однако все они были небольшими, и значительная часть их населения не выступала против, а то и поддерживала террористов.
Ранее боевики ИГИЛ захватили самый крупный в Ираке нефтеперерабатывающий завод в Байджи и родной город Саддама Хусейна Тикрит, вскоре, впрочем, отбитые иракской армией. Под предлогом защиты населения от террористической угрозы курдские военные взяли под контроль север страны, в том числе Киркук, центр нефтедобывающей промышленности Ирака.
Сейчас разведанные запасы нефти в Ираке оцениваются в 150 млрд баррелей (данные доклада Statistical Review of World Energy, ежегодно публикуемого компанией BP). Это 9% мировых запасов. Для сравнения, у России, которая сейчас на втором месте в мире по добыче, объем разведанных запасов составляет 5,2%.