Россия: Вновь будет поднята экспортная пошлина на нефть
C 1 августа 2007 года Россия вновь поднимет экспортную пошлину на нефть. На сей раз, по данным РИА «Новости», на 23,3 доллара, подтянув ставку до 223,9 доллара за тонну.
Похоже, сообщать о пересмотре Москвой экспортных ставок нефтепошлин становится традицией. Не далее, как с 1 июня, размер вывозной пошлины на нефть был увеличен со 156,4 до 200,6 доллара за тонну, на светлые нефтепродукты — со 117,7 доллара до 147,5; на темные — с 63,4 до 79,4 доллара за тонну. Однако новые ставки вот-вот станут старыми.
Сообщить, разумеется, несложно. Проблема в том, что ровно в тот же день ровно то же самое обязан сделать Минск, а значит, экспорт нефтепродуктов станет для Беларуси еще более проблематичным. Стало быть, еще более обострится и без того острый вопрос валютной выручки, которой сейчас в стране откровенно недостаточно: импорт растет, экспорт, в том числе нефти и нефтепродуктов, падает.
Некогда полноводные валютные реки пересохли настолько, что для расчетов с «Газпромом» правительство силится добиться от России кредита в 1,5-2 млрд. долларов. Видимо, конвертировать образовавшийся за январь-май бюджетный профицит в 1,6 трлн. рублей просто не во что.
Пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов пересматриваются российским правительством раз в два месяца по специальной формуле на основании двухмесячного мониторинга мировых цен на нефть марки Urals.
В своем апрельском послании Федеральному собранию Владимир Путин указал на неприятный факт: при том, что в минувшем году Россия заняла первое место в мире по объему нефтедобычи, в вопросе переработки нефти страна существенно отстает. Правительству следует разработать систему мер, стимулирующую увеличение переработки сырья внутри страны, намекнул президент.
В результате очередного применения меры из этой системы ставка пошлины на экспорт светлых нефтепродуктов с 1 августа составит 163,2 доллара за тонну, темных — 87,9 доллара.
Согласно условиям подписанного 12 января в Москве межправительственного соглашения, при экспорте нефтепродуктов из Беларуси в третьи страны пошлина, равная российской, полностью засчитывается в белорусский бюджет. Подносить казне нефтепошлинные снаряды — одна из основных задач приступивший на днях к делу Белорусской нефтяной компании.
Между тем рентабельность нефтеперерабатывающего бизнеса в Беларуси сегодня колеблется в районе 1%. За четыре месяца поставки нефти снизились на 237 млн. долларов из-за сокращения физических объемов закупки. Экспорт нефтепродуктов сократился на 205,1 млн. долларов, а белорусская нефть не экспортировалась вовсе. Общие валютные потери по этим двум экспортным позициям составили для бюджета 430 млн. долларов.
Официальный Минск настаивает: ставки экспортных пошлин нужно согласовывать со всеми участниками ЕврАзЭС. Россия категорически против, а Казахстан, отойдя от греха подальше, предлагает создать список «чувствительных» товаров, по которым пошлины в рамках союза следует изменять, посоветовавшись.
Самое острое противоречие — ставки вывозных пошлин в отношении третьих стран, которые, по мнению белорусской стороны, не могут меняться в одностороннем порядке членами союза. Свое требование Беларусь предложила в апреле записать в соглашении о создании Таможенного союза. Российской стороне это совершенно не нужно. Москва подчеркивает: вывозные таможенные пошлины играют специфическую роль в системе внешнеторгового регулирования России. Например, вывозные таможенные пошлины на энергоносители одновременно выполняют функцию природной ренты, а на необработанную древесину — регулятора для эффективного использования лесных ресурсов.
На сложную ситуацию в белорусском энергетическом секторе нажимал недавно в Москве и глава правительства Сергей Сидорский в ходе заседания Совета министров Союзного государства. По его данным, отрицательное сальдо торгового баланса с Россией достигло уже 2 млрд. долларов, в первую очередь из-за энергетического импорта и снижения экспорта нефтепродуктов. За счет разницы между ростом цен на нефть и нефтепродукты, отметил С.Сидорский, белорусская экономика не досчиталась около 200 млн. долларов.
Раз так, полагают в Минске, России и спасать Беларусь от экономического кризиса — межправительственным кредитом, переговоры по которому длятся уже не один месяц. Как стало известно «Коммерсанту», перед заседанием Совмина Сергей Сидорский потратил полтора часа на обсуждение этого вопроса с Михаилом Фрадковым. По информации российского издания, кредитные запросы Минска выросли с 1-1,5 млрд. долларов до 2 миллиардов. У России тоже появилась некоторая новизна во взглядах: Беларусь сможет получить кредит только для «замещения кассового разрыва бюджета» и должна продемонстрировать, какие изменения в ее бюджетной политике сделают кредит разовой помощью, необходимость которой в будущем отпадет.
«Коммерсант» не считает это простой предосторожностью, отмечая, что белорусский бюджет-2007 рассчитан, исходя из цены на российский газ в 55 долларов за тысячу кубометров, и до сих пор не изменен.
Еще один вопрос, на который Москва пока не получила ответ, — белорусская приватизационная стратегия. Выступая 29 мая на годовом собрании Союза некоммерческих организаций «Конфедерация промышленников и предпринимателей», вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко подтвердил: предприятия нефтехимической отрасли «сейчас находятся на низком старте и готовы к продаже акций на цивилизованных условиях».
По плану разгосударствления, разработанному здешним Минэкономики в начале года, в 2007-м должны пройти конкурсы по продаже ОАО «Нафтан», Мозырского НПЗ, «Полимира»… В России в них заинтересованы, прежде всего, «Газпром», ЛУКОЙЛ и «Уралкалий». Но предлагаемая цена российским покупателям кажется неоправданно высокой. Так, от продажи ОАО «Белшина» Беларусь предполагает получить не менее 1,2 млрд. долларов.
Снижение стартовой цены приватизации компаний, считает «Коммерсант», может оказаться решающим условием для предоставления кредита.