Бензин должен стоить на 10% дешевле, считает замминистра финансов Сергей Шаталов
Мы считаем, что те цены, которые сегодня на автозаправках мы видим, они уже не соответствуют действительности. Это дополнительная премия, которую получают нефтяные компании. И то, что ФАС не следит за этими ценами, это нас немножко напрягает. Я думаю, что ФАС здесь должна работать немножко поактивнее«, — передал «Интерфакс» слова замминистра финансов Сергея Шаталова.
Чиновник объясняет: 70% бензина и около 50% дизельного топлива на российском рынке — классов Евро-4 и Евро-5. Цена на него определяется исходя из равнодоходности с внешним рынком. А она рассчитывается с учетом более высокого акциза на топливо Евро-3. И в итоге «сегодня цены примерно на 2-3 руб. выше, чем они должны были быть». В результате нефтяники получают «суперпремию» за то, что модернизировали производство и ввели новое оборудование, резюмирует Шаталов.
Шаталов сказал, что Минфин уже обращал внимание ФАС на эту проблему «в рабочем режиме». Начальник аналитического управления Алексей Сушкевич парирует, что узнал о расчетах Минфина «из СМИ». Он подчеркивает, что региональные управления ФАС регулярно возбуждают дела по нарушениям на рынке нефтепродуктов. По его словам, в 2012 г. ведомство рассмотрело 429 заявлений по нарушениям на рынках нефти и нефтепродуктов, возбуждено 35 дел, еще 23 дела служба начала по собственной инициативе. Решения о нарушении законодательства о защите конкуренции вынесены в 35 случаях, говорит чиновник.
Полищук не исключает, что после заявления Минфина может последовать очередная волна антимонопольных дел. ФАС уже трижды штрафовала крупнейшие нефтяные компании, в том числе «Роснефть» , «ЛУКОЙЛ» , «Газпром нефть» и ТНК-ВР, за завышение цен на нефтепродукты. В 2008-2009 гг. суммарно им было начислено 26 млрд руб. штрафов, но благодаря мировым соглашениям выплаты были снижены до 15 млрд руб.
Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша указывает, что ни о какой равнодоходности поставок за рубеж не может быть и речи, так как бензин из России не экспортируется. К тому же пониженные ставки акцизов на топливо классов Евро-4 и Евро-5 были призваны стимулировать нефтяников модернизировать перерабатывающие мощности. Это же отмечает и представитель «Газпром нефти». Он добавляет, что ни о каких сверхприбылях от продажи топлива говорить не приходится. Нефтяникам же для реализации масштабных инвестиционных программ нужны стабильные правила игры. Отказ от стимулирующих мер, по сути, означает пересмотр ранее сформированной экологической и промышленной политики, указывает представитель «Газпром нефти».
Если следовать логике Шаталова, нефтяники должны снизить цены, говорит Аркуша. Но сейчас Минфин рассматривает возможность повысить акцизы на топливо классов Евро-4 и Евро-5. Если это произойдет, «цена [топлива] останется прежней», отмечает Аркуша.
Партнер юрфирмы «Некторов, Савельев и партнеры» Александр Некторов указывает, что само по себе повышение цен на бензин на 2-3 руб. не является нарушением антимонопольного законодательства. ФАС еще должна доказать, что без внешних факторов, оказывающих влияние на конечную цену (рост цен на нефть, увеличение затрат на производство, рост акцизов, другие фискальные нагрузки), стоимость моторного топлива выросла в одно и то же время у всех нефтяных компаний.
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________