ВСТО. «Транснефть» сэкономит на трубе почти 6,6 млрд долларов
В начале года «Транснефть» планировала, что ее финансовые обязательства в 2007-2010 гг. превысят 1,311 трлн руб. Такой план компания раскрыла в февральском инвестмеморандуме для выпуска дебютных еврооблигаций на $1,3 млрд. Но новый план по расходам оказался на 172 млрд руб. меньше — 1,14 трлн руб. Такие данные приведены в июньском меморандуме к новому выпуску еврооблигаций (его копия есть у «Ведомостей«).
Серьезнее всего «Транснефть» снизила план по расходам на погашение долгосрочных и краткосрочных займов — на 98,3 млрд руб. Вторая статья экономии — закупки (на 73,5 млрд руб. меньше). Почему пересмотрен бюджет по этим статьям, в меморандуме не указывается.
В 2007-2008 гг. такая экономия обеспечена комплексом технических решений по основной статье расходов — строительству трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), заявил «Ведомостям» вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев. В прежней версии бюджета учитывались расходы, рассчитанные по аналогичным стройкам. Но технологии, применяемые при строительстве ВСТО, удешевили стоимость проекта, объясняет он. В этом году «Транснефть» планирует потратить на ВСТО 147,09 млрд руб. против 198,74 млрд руб., запланированных ранее, указывается в меморандуме компании. Правда, план по расходам на 2008 г. немного превышает прежний — 68,47 млрд руб. против 63,64 млрд руб. (все суммы с учетом НДС). Эта корректировка связана с переносом ввода части объектов, уточняет Григорьев.
Строительство первой очереди ВСТО стартовало в 2006 г., завершить его планируется в конце 2008 г. На этом этапе длина трубы составит 2757 км, мощность — 30 млн т нефти в год, стоимость — порядка 300 млрд руб. (в ценах 2006 г.). В 2006 г. «Транснефть» уже потратила на эту стройку 87,73 млрд руб. — на 352 млн руб. меньше предыдущего плана.
Стоимость второго этапа ВСТО (2100 км до Тихого океана и увеличение мощности до 80 млн т в год) «Транснефть» до сих пор не подсчитала.
В числе перспективных проектов «Транснефть» называет северный нефтепровод Харьяга — Индига длиной 430 км и общей стоимостью около $2,2 млрд руб., а также вторую очередь Балтийской трубопроводной системы на 1157 км, расчеты по которой еще ведутся (первая очередь стоила $2,5 млрд).
До 2006 г. капитальные вложения «Транснефти» составляли порядка 50-60 млрд руб. в год. А только на ремонт и обслуживание сегодняшней сети трубопроводов «Транснефти» нужны $13 млрд на 2007-2011 гг., т. е. в среднем $2,6 млрд в год, посчитали аналитики Банка Москвы.
Экономия на закупках — отличная новость для «Транснефти», отмечает аналитик «Атона» Артем Кончин. Но на акциях монополии это вряд ли скажется, оговаривается он. Слишком низок интерес инвесторов к бумагам «Транснефти» из-за того, что она так и не стала по-настоящему публичной компанией и не заинтересована в росте капитализации.