«Транснефть» и Chevron схлестнут трубы
9 июня президент «Транснефти» Семен Вайншток и глава Chevron Дэвид О`Рили в Санкт-Петербурге проведут переговоры о судьбе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Два крупнейших частных акционера КТК – Chevron и ExxonMobil – пока не имеют общей позиции по проекту расширения КТК. Если Chevron согласится на предложения «Транснефти» изменить экономику проекта, уже 3 июля на собрании акционеров КТК и его менеджмент могут ждать изменения, пишет oilru
Как сообщил вчера Ъ источник, близкий к акционерам КТК, 9 июня в ходе Петербургского экономического форума президент «Транснефти» и руководитель Chevron проведут переговоры по крупнейшему совместному активу – КТК. Напомним, «Транснефти» в апреле указом президента переданы в управление 24% акций КТК, находящихся в собственности Росимущества. Chevron владеет 15% акций КТК. В «Транснефти» не подтвердили и не опровергли информацию о планируемой встрече и отказались комментировать ее содержание. В Chevron Ъ вчера подтвердили запланированную встречу, отказавшись, впрочем, раскрыть повестку переговоров. По данным , помимо господина О`Рили во встрече примет участие и Иен Макдональд, глава Chevron Neftegaz Inc.– российского подразделения Chevron.
По сведениям Ъ из источников, знакомых с позицией «Транснефти» по данному вопросу, Семен Вайншток на первой встрече с крупным иностранным акционером намерен поставить вопрос о серьезном изменении характеристик проекта расширения КТК, в котором крайне заинтересованы частные акционеры КТК. В частности, глава «Транснефти» предполагает предложить Chevron в обмен на поддержку расширения трубопровода КТК с нынешних 30 млн тонн в год до 67 млн тонн снизить ставки по кредитам, предоставлявшимся частными акционерами консорциуму, с нынешних 11-12% до 5-7% годовых. Это должно прекратить рост задолженности КТК, которая сейчас превышает $5 млрд. Кроме того, «Транснефть» будет настаивать на повышении тарифов КТК даже выше предлагавшихся Росимуществом $38 за тонну – для того, чтобы проект вышел на окупаемость ранее 2014 года.
«Транснефть» не раскрывает своей позиции на будущих переговорах. Вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев вчера лишь подтвердил Ъ прежнюю позицию компании: расширение КТК возможно только после сдачи в эксплуатацию трубопровода Бургас–Александруполис.
Шансы переломить ситуацию у «Транснефти» есть – по данным Ъ, крупнейшие частные акционеры КТК не имеют общей позиции по работе в КТК после прихода в нее «Транснефти». Вчера два источника Ъ, близких к консорциуму, подтвердили Ъ наличие конфликта между «занимающей непримиримую позицию» ExxonMobil (7,5% акций КТК), настаивающей на максимально выгодной для частных акционеров стратегии действий, и «готовой к компромиссу» с «Транснефтью» Chevron. Отметим, обычно в КТК солидарно голосуют пакеты Chevron и Казахстана, владеющего 19% акций КТК. Таким образом, если компромисс между «Транснефтью» и Chevron будет найден 9 июня, стороны могут рассчитывать на 58% голосов на собрании акционеров. ExxonMobil будет чрезвычайно сложно консолидировать голоса других акционеров, среди которых есть и СП с российскими ЛУКОЙЛом и «Роснефтью», в сумме владеющие 20% голосов.
Ближайшее собрание акционеров КТК намечено на 3 июля в Москве, и пока повестка дня не определена. Источники Ъ, отметим, предполагают, что в случае компромисса «Транснефть» предложит КТК сменить гендиректора Владимира Раздухова. Кандидатом на пост гендиректора, утверждают собеседники Ъ, будет Владимир Немцев, заместитель вице-президента «Транснефти» Сергея Евлахова, ранее работавший в торговом доме «Транснефти». Как пояснили Ъ в «Транснефти», господин Немцев будет представлять «Транснефть» в совете директоров КТК. Однако там не подтвердили информацию о том, что его кандидатура рассматривается на должность гендиректора концерна – «Транснефть» пока не рассматривает никаких кандидатур. «Договор о доверительном управлении еще не подписан, мы еще не получили доступа к документам КТК, поэтому говорить о кадровых изменениях пока рано»,– объясняет вице-президент компании Сергей Григорьев.