«Роснефть» и «Газпром» поделили по-братски
Как стало известно РБК daily, «Роснефть» и «Газпром» достигли предварительной договоренности о разделе между собой геофизических активов для работы на шельфе. С тех пор как стало ясно, что обе госкомпании противятся созданию Национальной геологоразведочной компании, обсуждается идея диверсификации нефтяной и газовой геологоразведки и перевода на баланс «Газпрома» и «Роснефти» соответствующих предприятий, которые сегодня принадлежат государству.
В прогнозный план приватизации федерального имущества на 2007 год внесено ОАО «Севморнефтегеофизика». По словам источника РБК daily на нефтесервисном рынке, в ближайшее время в документ будет внесена еще одна геофизическая компания, ОАО «Дальморнефтегеофизика».
Как сообщил РБК daily источник, близкий к «Роснефти», 100% акций в каждой из этих компаний в четвертом квартале этого года продадут на аукционе или тендере, причем торги будут номинальными. Он полагает, что на них не допустят ни иностранные компании, ни частные российские предприятия, так как продаваемые компании владеют информацией о запасах топлива важных участков континентального шельфа России. По его словам, «Роснефть» и «Газпром» уже договорились не конкурировать друг с другом за эти активы. Согласно договоренностям компаний «Севморнефтегеофизику» должна выкупить структура «Газпрома», а «Дальморнефтегеофизику» — структура «Роснефти».
Обе эти геофизические компании ведут подрядные работы, в основном сейсморазведку, на шельфе по заказу российских и зарубежных компаний. В частности, зарегистрированная в Мурманске «Севморнефтегеофизика» проводит геологоразведку в Карском и Баренцевом морях, в том числе на Штокмановском месторождении для «Газпрома». Среди ее заказчиков присутствуют такие компании, как группа «Синтез», BP, Norsk Hydro, Statoil и т.д. «Дальморнефтегеофизика» проводила сейсморазведку на сахалинском шельфе, а также на шельфе Камчатки и Чукотки, в том числе для «Роснефти», BP, ExxonMobil. Согласно данным ЕГРЮЛ, выручка каждой из компаний колеблется от 10 млн до 50 млн долл.
Пресс-секретарь «Роснефти» Николай Манвелов не комментирует договоренности своей компании с «Газпромом» по поводу тактики участия в аукционах по приобретению шельфовых геофизических компаний. При этом он не исключил интереса к «Дальморнефтегеофизике» со стороны «Роснефти». «Если наш инвестиционный комитет примет решение о целесообразности участия в аукционах по продаже этих компаний, то мы примем участие в торгах», — сказал он. В пресс-службе «Газпрома» от комментариев отказались. Официальный комментарий в Росимуществе получить не удалось.
Начальник валютно-финансового отдела «Севморнефтегеофизики» Галина Сухова подтвердила РБК daily, что 100% акций этой компании внесено в план приватизации федерального имущества на 2007 год. По ее словам, компания давно исключена из перечня стратегических предприятий. Ни срок и форма торгов, ни вероятные претенденты на актив ей не известны.
Исполнительный директор «Дальморнефтегеофизики» Виталий Чухонцев пояснил РБК daily, что его компания также не состоит в списке стратегических предприятий. По его словам, продажа ее акций в ближайшие несколько месяцев технически невозможна из-за судебного разбирательства с Росимуществом, которое все еще не зарегистрировало должным образом выпуск акций предприятия. По его словам, в марте этого года в списке приватизации федерального имущества «Дальморнефтегеофизики» не было, однако он не исключил, что предприятие могут внести в дополнительный список, который появится в сентябре—октябре этого года, если суд снимет технические преграды.
Валерий Нестеров из ИК «Тройка Диалог» полагает, что обе госкомпании заинтересованы иметь в своем составе сейсморазведочные предприятия для работы на шельфе, учитывая, что стоимость их услуг окажется в разы дешевле, чем проведение аналогичных работ силами западных подрядчиков. По его мнению, приватизация таких предприятий не противоречит госстратегии по стратегическому значению шельфа, учитывая, что активы окажутся на балансе госкомпаний, а значит, конфиденциальность данных о запасах будет сохранена. При этом он не исключил конкуренции госкомпаний за геофизические активы на шельфе.