Минфин: государство берет под контроль трансфертные сделки «вытянутой руки»

Прошлым летом был принят федеральный закон № 227-ФЗ. Этот документ, который называют «законом о трансфертном ценообразовании», дополнил Налоговый кодекс РФ новым разделом V.1, вступившим в силу 1 января 2012 года. В ответах на вопросы предпринимателей Минфин разъясняет применение этого раздела в трансфертном ценообразовании компаний.


— Материнская компания, формируя цену услуги, оказанной дочерним компаниям, по принципу «вытянутой руки», применяет определенные методы, предусмотренные законодательством. Можно ли дочерней компании использовать эти методы и соответствующие документы для подтверждения рыночного уровня услуг, при условии, что такой метод контроля цен предусмотрен №227-ФЗ?


— В случае использования налогоплательщиком методов, предусмотренных главой 14.3 кодекса, налогоплательщик предоставляет по требованию федерального органа исполнительной власти, занимающегося контролем и надзором в области налогов и сборов документы, сведения об использованных методах. В том числе и обоснование причин выбора, а также способа применения этих методов, с указанием на источники информации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 105 НК, в целях налогового контроля налогоплательщик вправе предоставить иную информацию, подтверждающую, что коммерческие и финансовые условия контролируемых сделок соответствуют тем, которые имели место в сопоставимых сделках, с учетом произведенных корректировок для обеспечения сопоставимости сделок, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми.

При этом, основательность представляемой в налоговые органы документации должна быть соразмерна сложности сделки и формированию цены, ее рентабельности.

 

— При использовании различных методов оценки по сделкам между взаимозависимыми лицами, являются ли показатели рентабельности, указанные в пункте 1 статьи 105.8 № 227-ФЗ, исчерпывающими либо налогоплательщик вправе самостоятельно определить показатели расчета рентабельности?

— При определении для налогообложения доходов в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, могут быть использованы в порядке, установленном статьей 105 НК показатели рентабельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 105 кодекса.

Вместе с тем, при применении метода сопоставимой рентабельности, кодексом предусматривается возможность использования иного показателя операционной рентабельности при условии, что такой показатель отражает взаимосвязь между осуществляемыми функциями, используемыми активами и коммерческими рисками, а также уровнем вознаграждения (подпункт 5 пункта 3 статьи 105 НК).

Кроме того, при выборе конкретного показателя рентабельности необходимо учитывать полноту, достоверность и сопоставимость данных, используемых для расчета соответствующего показателя.

 

— Какой официальный источник для подтверждения цены следует использовать, если договоры с головным офисом на оказание услуг не относятся к публичной информации?

— При проведении налогового контроля за сделками, сторонами которых являются взаимозависимые лица, в том числе при сопоставлении коммерческих и финансовых условий с сопоставимыми сделками, федеральный орган исполнительной власти использует информацию, предусмотренную пунктом 1 статьи 105 НК. В случае недостаточности информации, федеральный орган использует информацию, предусмотренную пунктом 2 указанной статьи.

В этом случае можно использовать сведения, полученные из бухгалтерской и статистической отчетности организаций, опубликованные в общедоступных российских или иностранных изданиях и информационных системах.

 

— Действительно ли при затратном методе сопоставляется и ограничивается по отношению к рыночным показателям только наценка к стоимости услуг поставщика, себестоимость же услуг не подлежит пересмотру? В таком случае, каких документов будет достаточно для подтверждения себестоимости услуг?

— Затратный метод служит для определения соответствия цены сделке рыночной, на основании сопоставления валовой рентабельности затрат лица, являющегося стороной сделки, с рыночным интервалом валовой рентабельности затрат в сопоставимых сделках, определенным в порядке, предусмотренном статьей 105.

При использовании данного метода, согласно пунктам 4 и 5 статьи 105 кодекса, нужно использовать фактическую себестоимость реализованных продавцом товаров, работ или услуг. При этом фактическая  себестоимость должна отражать выполняемые анализируемой стороной функции.

В случае, когда анализируемой является трансграничная сделка, то есть, сделка, в результате совершения которой возникают налоговые последствия в нескольких юрисдикциях, следует учитывать общепринятые в международной практике подходы к применению данного метода.

Так, согласно пункту 2.39 руководства Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций, уровень рентабельности затрат продавца должен отражать прибыль, соответствующую выполняемым функциям и рыночным условиям.

В пункте 2.45 руководства ОЭСР отмечается особая важность учета при использовании метода различий в уровне и виде расходов: операционных и не операционных, включая расходы по финансовой деятельности, связанные с принимаемыми рисками.

 

— По новому закону контролю подлежат сделки, подпадающие под критерии контролируемых статьей 105 НК. Признаются ли сделки с беспроцентным займом и договоры поручительства контролируемыми сделками в соответствии с разделом V1 части первой Кодекса?

— Контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами с учетом особенностей, предусмотренных статьей 105 НК. В случае если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы, которые могли бы быть получены, учитываются для целей налогообложения.

Поэтому сделки по предоставлению беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами или выдаче поручительства взаимозависимого лица могут являться примером создания коммерческих или финансовых условий, отличных от сделок, признаваемых сопоставимыми. В связи с этим, любые доходы, которые могли бы быть получены взаимозависимым лицом по таким сделкам, должны учитываться для целей налогообложения у этого лица.

Необходимо отметить, что при определении налоговой базы с учетом цены товара, работы или услуги для налогообложения, эта цена признается рыночной, если федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору не доказано обратное, либо если налогоплательщик не произвел самостоятельно корректировку сумм налога.

При этом налогоплательщик вправе самостоятельно применить для налогообложения цену, отличающуюся от цены сделки, в случае, если она не соответствует рыночной. Таким образом, основания для корректировки налоговых обязательств такого налогоплательщика отсутствуют.

Кроме того, федеральный орган вправе проверить соответствие полученных доходов по сделкам рыночному уровню, а отсутствие дохода у лица, выдавшего беспроцентный заем или поручительство, не является препятствием для осуществления налогового контроля. То есть, эти сделки могут признаваться контролируемыми.

 

— В каком случае организация, при представлении заявления о заключении соглашения о ценообразовании, может просить, чтобы это соглашение действовало с момента подачи заявления, то есть, воспользоваться им уже с 2012 года? В чьей компетенции находится решение этого вопроса?


— Российские организации — налогоплательщики, отнесенные в соответствии со статьей 83 кодекса к категории крупнейших, вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании.

Предметом соглашения о ценообразовании являются условия, предусмотренные пунктом 3 статьи 105 кодекса, в том числе срок действия соглашения о ценообразовании. Требования к сроку действия соглашения о ценообразовании установлены статьей 105.

Пунктом 33 статьи 1 № 321-ФЗ внесено изменение, согласно которому действие соглашения о ценообразовании может быть распространено на период, истекший с 1-го числа календарного года, в котором налогоплательщик обратился в федеральный орган с заявлением, до дня вступления в силу этого соглашения. Согласно пункту 1 № 321-ФЗ, это изменение вступило в силу с 1 января 2012 года.

 

— Как определяется доля косвенного участия одной организации в другой организации?

 

— Долей косвенного участия одной организации в другой организации определяется в следующем порядке:

1) определяются все последовательности участия одной организации в другой организации через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей;

2) определяются доли прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей;

3) суммируются произведения долей прямого участия одной организации в другой организации через участие каждой предыдущей организации в каждой последующей.

Необходимо отметить, что суммирование долей прямого участия осуществляется в случае, когда определено несколько независимых последовательностей участия одной организации в другой, через прямое участие каждой предыдущей организации.


Источник: ФНС

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Александр Новак провел встречу с гендиректором Организации стран — экспортеров нефти (Видео)
Россия нацелена на дальнейшее развитие взаимодействия с ОПЕК. Об этом сегодня заявил вице-премьер Александр Новак на встрече с генеральным директором Организации стран-экспортеров нефти, которая состоялась в Москве.
WSJ: американский бизнесмен хочет купить подорванный «Северный поток — 2» (Видео)
Возможность купить «Северный поток-2» может появится в случае банкротства его оператора Nord Stream 2 AG.