Центральному депозитарию быть

Госдума на пленарном заседании в пятницу приняла в первом чтении законопроект «О центральном депозитарии». Этот законопроект – детище бывшего главы ФСФР Олега Вьюгина, который с большим трудом добивался его принятия.

Законопроект направлен на повышение эффективности и конкурентоспособности инфраструктуры российского фондового рынка, в том числе ускорение и упрощение расчетов, снижение рисков при проведении расчетов и, как следствие, снижение издержек участников финансового рынка, отмечается в пояснительной записке к документу.

Целью законопроекта является формирование правовых условий для создания и деятельности центрального депозитария на российском рынке ценных бумаг.

Законопроект определяет правовой статус центрального депозитария, требования к нему и осуществляемой им деятельности, а также основания и порядок наделения юридического лица статусом центрального депозитария.

«Центральный депозитарий должен стать институтом, обеспечивающим стабильность прав на ценные бумаги, и решить основные проблемы российской учетной системы. Создание надежной системы учета прав на ценные бумаги особенно важно с учетом прихода на российский фондовый рынок средств пенсионных накоплений, сформированных в ходе внедрения накопительного элемента в российскую пенсионную систему. Кроме того, создание центрального депозитария позволит создать эффективную и недорогую систему расчетов на российском фондовом рынке», — отмечается в пояснительной записке.

Законопроект закрепляет следующие исключительные функции центрального депозитария: осуществление расчетов по сделкам с ценными бумагами, совершенными на фондовых биржах или через иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг; осуществление функций номинального держателя в реестрах ценных бумаг, по которым зарегистрирован проспект ценных бумаг; открытие счетов депо номинального держателя иностранным депозитариям; хранение сертификатов эмиссионных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, за исключением облигаций внешних облигационных займов РФ и субъектов РФ; учет прав на ценные бумаги, владельцами которых являются РФ, субъект РФ и Центробанк, а также хранение сертификатов ценных бумаг, владельцами которых являются эти лица.

При этом центральный депозитарий будет осуществлять депозитарную деятельность в полном масштабе, открывать и вести счета депо для учета прав на ценные бумаги, содействовать реализации прав по ценным бумагам (погашение облигаций, выплата дивидендов).

Кроме того, законопроектом установлено право центрального депозитария осуществлять клиринговую деятельность.

Законопроект определяет также полномочия федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам по регулированию деятельности центрального депозитария и по контролю за ее осуществлением, а также за соблюдением требований, предъявляемых к центральному депозитарию, его участникам и должностным лицам. В частности, законопроект предусматривает право федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам проводить проверки центрального депозитария и вводить временную администрацию.

Согласно проекту закона, решение о наделении статусом центрального депозитария (ЦД) будет принимать правительство РФ. Документ устанавливает переходный период до 1 января 2010 года, в течение которого допускается возможность получения лицензии ЦД несколькими юридическими лицами, однако до 1 июля 2011 года они должны будут прекратить свое существование. В проекте также содержатся ограничения по составу акционеров ЦД. В частности, акционером не сможет выступать Банк России.

Как ожидается, реализация предложенных мер позволит снизить риски на российском рынке ценных бумаг, в том числе риска утраты активов и неисполнения обязательств по сделкам с бумагами; ускорить сроки расчетов по операциям, а также облегчить раскрытие информации о составе владельцев ценных бумаг и возможности проведения корпоративных действий.

Идею создания единого депозитария активно продвигал Олег Вьюгин, занимавший до недавнего времени должность главы ФСФР. Он утверждал, что сложившаяся в России система расчетов «строится таким образом, что два расчетных депозитария открывают друг у друга корреспондентские счета, и в этой ситуации конечного владельца определить невозможно». ФСФР предлагала выстроить иную, более «прозрачную» систему, в рамках которой всегда можно установить, кто является бенефициаром.

По словам президента Ассоциации региональных банков России, члена комитета Госдумы по кредитным организациям Анатолия Аксакова, законопроект о ЦД участники рынка ждали давно. «Появление этого закона можно только приветствовать, — заявил Аксаков в интервью «Росбалту». — Не случайно его внес в Госдуму такой уважаемый депутат, как Владислав Резник». В то же время президент Ассоциации региональных банков отметил, что в документе есть и спорные моменты. Аксаков, в частности, опасается, что «вследствие создания одного мега-депозитария на соответствующем рынке услуг может исчезнуть здоровая конкуренция».

Член думского комитета по кредитным организациям Валерий Панов также считает, что конкуренция вынуждает рынок усовершенствоваться и искать новые решения, однако, по его словам, «нынешняя система в силу своей раздробленности не позволяет обеспечивать стопроцентную гарантию безопасности для эмитентов». Создание же одного ЦД, как полагает депутат, гарантирует полную безопасность, что, в свою очередь, будет способствовать притоку в РФ иностранного капитала и укреплению отечественного фондового рынка.

Главными претендентами на роль ЦД считаются НДЦ (Национальный депозитарный центр) и ЗАО ДКК (Депозитарно-клиринговая компания). Капитализация НДЦ составляет 2,5-3 млрд руб. Собственный капитал ДКК на начало года оценивался в 239 млн руб.

Стоит отметить, что Центробанку принадлежит 44% в капитале НДЦ, в связи с чем после оценки стоимости компании и определения стоимости доли ЦБ надзорному органу придется продать свою долю в НДЦ крупнейшим банкам, специализирующимся на оказании депозитарных услуг, — как российским, так и «дочкам» зарубежных банков.

Сами депозитарии в целом позитивно оценивают законопроект Резника, хотя и признают, что он требует доработки. В ДКК от комментариев уклонились, заметили только, что «закон пойдет на пользу». Аналитики НДЦ так же считают, что закон принимается «ко времени», однако ряд недостатков ко второму чтению, по их мнению, необходимо устранить.

«Основная проблема заключается в том, что закон о ЦД коснется всей учетной системы. Кроме самих депозитариев, он затронет клиринговые организации, регистраторов, иностранные депозитарии и торговые системы», — пояснил «Росбалту» директор НДЦ Николай Егоров. По его мнению, «сначала следовало бы определить модель учетной системы, которая будет соответствовать потребностям рынка, и только потом распределять регулирование по разным законам». «Отсутствие системного подхода при написании законопроекта и в дальнейшей работе над ним может породить массу проблем», — резюмировал Егоров.

Во втором чтении закон о ЦД депутаты планируют рассмотреть через месяц. У думского комитета по кредитным организациям еще достаточно времени, чтобы учесть пожелания тех, кому с этим законом предстоит работать. Если в западных экономиках подобные инициативы рождаются «эволюционным» путем, то в России с ее молодым и пока еще только развивающимся фондовым рынком для поддержания конкуренции финансовым властям зачастую приходится форсировать события. Задача парламента – сделать так, чтобы от этих реформ не пострадали сами участники рынка.

Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Нефть. Цены по сортам на 13 января 2025
Перекачка нефти по системе Каспийского трубопроводного консорциума по итогам 2024 года планируется в объеме 64,4 млн тонн.
Сербия готова выкупить российскую долю в нефтеперерабатывающей компании NIS
Сербия может заплатить ПАО «Газпром нефть» и ПАО «Газпром» за выход из единственного нефтеперерабатывающего предприятия балканской страны, чтобы сохранить местное производство топлива после того, как оно попало под новые санкции США в отношении российской нефтяной промышленности.