На «антироссийском» энергетическом саммите в Варшаве речь пойдет о нефти Ирана и Ирака?

Завтра в Варшаве начнется поименованный «антироссийским» энергетический саммит, который явно обречен на провал. Истоки этого, скорее всего, малополезного мероприятия уходят еще в февраль текущего года, когда по инициативе президента Литвы начали обсуждать альтернативные источники поставок нефти в эту страну и в Польшу. Тогда, господина Адамкуса активно поддержало руководство Польши и президент нашей страны. Даже договорились провести вышеупомянутый саммит в Варшаве. По ходу дела литовцы «соскочили с темы». Точные причины неизвестны, но вероятно была устранена главная проблема, побудившая их президента к активным действиям, – поставки нефти на Мяжейкяйский НПЗ. Видимо, удалось найти компромиссное решение с Россией.

В результате, еще марте решили провести в Варшаве соответствующий саммит, на который планировали собраться руководители Украины, Азербайджана, Грузии, Казахстана и Польши. Они собирались договориться о создании нефтяного маршрута «Одесса-Гданьск» в обход России с использованием уже построенных трубопроводов «Одесса-Броды» и «Плоцк-Гданьск» к 2011 году. Однако, всю «игру поломал» В.Путин. Сегодня российский лидер начал ранее не запланированный визит в Казахстан и Туркмению, цель которого – обсуждений сотрудничества в энергетической сфере. В связи с этим в Варшаву не поехал президент Казахстана Н.Назарбаев. Понятно, что это наносит мощнейший удар по планам «пятерки», если последнюю в сфере изменений планов Н.Назарбаева можно так называть. Да, азербайджанская нефтедобывающая промышленность наращивает объемы добычи сырья серьезными темпами. Но, львиную долю нефти из этой страны на несколько лет вперед законтрактовали международные нефтяные компании, которые направляют ее по маршрутам «Баку-Тбилиси-Джейхан» и «Баку-Супса». В силу этого расчет делался именно на казахскую нефть. Тем более, что по расчетам экспертов к 2012 году ожидается существенное увеличение объема добычи «черного золота» в Казахстане.

Что ж, признаем, что В.Путин в очередной раз переиграл своих коллег-соседей. Тем не менее, я бы не спешил посыпать голову пеплом. Бывшая «пятерка», превратившаяся благодаря тонкому ходу российского президента в «четверку», может обратить свое внимание на один крайне интересный и перспективный, но крайне опасный регион. Дело в том, что на юге Ирана обнаружены залежи нефти с общими геологическими запасами в 3,6 млрд. баррелей. Запасы месторождения Паранж (одного из нескольких найденных) составляют около 1,6 млрд. баррелей легкой нефти. Из них 650 млн. баррелей являются разведанными и пригодными для эксплуатации. По оценкам специалистов, через 2-3 года можно будет добывать на месторождении Паранж от 60 тыс. до 70 тыс. баррелей в день. Помимо Паранжа будет начата и эксплуатация нового месторождения вблизи Абтимура, запасы которого составляют до 2 млрд. баррелей.

Но вот в чем незадача для «четверки» — увеличение добычи нефти может стать еще одним аргументом в противостоянии Ирана и Запада, точнее сказать США. Политики Исламской республики неоднократно говорили о том, что поставки иранской нефти могут служить рычагом воздействия. А как раз все члены «четверки» — Украина, Азербайджан, Грузии и Польши – очень серьезно в своей внешней политике ориентированны именно на единственную сверхдержаву. Так что, не исключено, что пользу от открытых в Иране месторождений получат не они, а страны Евросоюза. Но, в любом случае, если ничего не делать, то уж точно ничего не получишь.

Более того, именно близость к США теоретически может помочь Украине и Польше получить доступ к «черному золоту» из еще одной сверхгорячей точки планеты. Дело в том, что как следует из завершившегося в конце апреля наиболее полного независимого исследования природных ресурсов Ирака, с момента вторжения в 2003 году запасы нефти в этой стране, возможно, в два раза больше, чем считалось ранее. Потенциальное наличие в западных пустынных районах страны еще 100 млрд. баррелей нефти повышает вероятность того, что Ирак может стать одним из крупнейших поставщиков нефти в мире и его привлекательность для международных нефтяных компаний значительно вырастет, правда, если конфликт в этой стране будет разрешен.

Если предположение, сделанное в этом исследовании, подтвердится, Ирак обгонит Иран по объему запасов нефти и переместится с третьего места в мире на второе после Саудовской Аравии. До сих пор считалось, что Ирак располагает 116 млрд. баррелей нефти. В течение пяти лет объемы добычи нефти в Ираке можно повысить с нынешнего уровня – менее 2 млн. баррелей в день – до 4 млн. баррелей в день при условии поступления международных инвестиций. Кроме того, Ирак окажется в числе пяти самых крупных производителей нефти в мире.

При этом, производственные затраты на добычу нефти в Ираке низкие. Они составляют менее 2 долл. за баррель. Однако развитие нефтедобывающей промышленности зависит от улучшения ситуации с безопасностью, которая по-прежнему остается очень сложной. Совершенно очевидно, что ситуация с безопасностью очень сложная. Но если рассматривать возможности, таящиеся в недрах, то такого просто нет больше нигде в мире! По данным геологической разведки, там настоящий клад. В настоящее время из 78 месторождений, которые правительство Ирака отнесло к разряду коммерческих, добыча ведется лишь на 27. Другие 25 месторождений еще не разработаны, но работы на них начнутся в ближайшем будущем, а остальные 26 и не разработаны, и добыча на них начнется еще не скоро.

Более того, в разработке этих месторождений потенциально присутствует и позитивный внутриполитический для Ирака момент. Добыча нефти в некоторых районах на пустынном западе страны, прилегающих к провинциям, населенным преимущественно арабами-суннитами, может содействовать разрешению некоторых разногласий между иракскими политическими блоками, которые делятся по религиозному принципу. До сих пор сунниты очень враждебно относились к идее федерализма, поддерживаемой курдами и некоторыми шиитами, заявляя, что из-за этого их не богатые природными ресурсами районы в центре страны вообще останутся без ресурсов.

По оценкам иракского правительства, ему понадобится 20-25 млрд долл. инвестиций от иностранных государств, чтобы производство достигло потенциально возможного уровня. Это колоссальные средства, но мировые нефтяные компании смогут их отыскать. Нет сомнений, что они не преминут возможностью освоить иракские месторождения. Вот здесь то Украина с Польшей и могут получить выгоду – если сумеют пролоббировать постройку маршрута транспортировки, который «дотянется» до «Одесса-Броды». Тем более, что и Польша, и Украина активно поддерживали военную операцию США в Ираке. Надо попробовать конвертировать военно-политическое сотрудничество в экономическую выгоду.

Вопрос лишь в том, смогут ли? Или скажем по-другому – захотят ли? Относительно Польши сомневаться не приходится. Относительно же нашей страны – весьма. Дело в том, что нынешние руководители исполнительной власти и топливно-энергетического сектора панически опасаются раздражать Россию разговорами о запуске в прямом режиме нефтепровода «Одесса-Броды». И понять их с тактической точки зрения можно – нам стоит всячески лелеять нынешние условия украино-российского сотрудничества в энергетической сфере. Но, не тот ли это случай, когда четкое следование абсолютно разумным тактическим интересам способно крайне негативно повлиять на интересы стратегические? Об этом пишет oligarh.net.

Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Нефть. Цены по сортам на 13 января 2025
Перекачка нефти по системе Каспийского трубопроводного консорциума по итогам 2024 года планируется в объеме 64,4 млн тонн.
Сербия готова выкупить российскую долю в нефтеперерабатывающей компании NIS
Сербия может заплатить ПАО «Газпром нефть» и ПАО «Газпром» за выход из единственного нефтеперерабатывающего предприятия балканской страны, чтобы сохранить местное производство топлива после того, как оно попало под новые санкции США в отношении российской нефтяной промышленности.