Бензин на вес золота
Российские нефтяные компании не стремятся уравнивать внутренние цены на бензин с внешними. А высокая стоимость бензина объясняется тем, что порядка 50-60% стоимости 1 литра бензина составляют налоги.
В интервью на телеканале «РБК-ТВ» замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин сообщил, что, помимо 50-60% налогов, оставшаяся доля розничной стоимости бензина представляет собой затраты и прибыль компании, производящей топливо. При этом фиксированной суммы здесь быть не может – многое зависит от экономической ситуации на внешнем и внутреннем рынках. Одной из задач ФАС является принуждение компаний не назначать монопольно высокие цены на топливо, а также цены, которые дискриминируют конкурентов. Например, в рамках двух антимонопольных кампаний суды признали обоснованными штрафы ФАС, в результате нефтяные компании выплатили 15 миллиардов рублей.
Как ни странно, цены на бензин растут в любом случае – как при повышении цен на мировых рынках, так и при их снижении. Наши компании крайне неохотно снижают цены на топливо, несмотря на общий спад на внешнем рынке. Видимо, про запас… Снижение цен на бензин доходит до нашего рынка спустя 1,5-2 месяца после мирового рынка. Но когда речь идет о повышении цен, российские нефтяники реагируют на этот факт незамедлительно. Причем цены в нашей стране могут расти даже активнее, чем на внешнем рынке. Эти два факта являются нарушениями антимонопольного законодательства, которые ФАС пытается пресекать.
Кроме того, антимонополистам нужно следить за тем, чтобы российские компании, имеющие большие доли на рынке, не злоупотребляли своим положением. Дело в том, что, объединившись, несколько крупных компаний могут повлиять на ситуацию на внутреннем рынке. Например, искусственно поднять цены.
Федеральная антимонопольная служба пытается повлиять на законодательство, чтобы обязать нефтяников к ведению прозрачного бизнеса. Среди инициатив ФАС – установка гибкой шкалы акцизов, которая сможет защитить рынок от нестабильности. Кстати, эта идея возникла не просто так – этой схемой уже давно и успешно пользуются многие другие страны. Она заключается в том, что ставка акциза на нефтепродукты меняется в зависимости от ситуации на рынке. Таким образом резкий рост цен на бензин, который влечет за собой рост экспортной пошлины, влечет за собой падение акциза. Напомним, акцизы взимаются только с нефтепродуктов, произведенных в России для внутреннего рынка, цены на них устанавливаются в рублях и не меняются в зависимости от курса доллара.
Многих возмущает тот факт, что дизельное топливо значительно возросло в цене. Долгие годы оно стоило значительно дешевле бензина, именно поэтому подавляющая часть общественного и сельскохозяйственного транспорта, а также грузовые перевозчики работают именно на этом топливе. Но в последние несколько лет дизель стал расти в цене, а недавно и вовсе сравнялся с 95 бензином. И единственной экономией предпочитающих дизельные автомобили остался лишь тот факт, что их двигатели более экономичные.
Дело в том, что с развитием автопрома и увеличением количества дизельных легковых автомобилей потребовалось топливо более высокого качества. Не секрет, что некоторые иностранные автомобильные марки не стремятся везти в Россию дизельные модификации своих моделей – их не устраивает качество нашего топлива, которое для них может обернуться частыми ремонтами по гарантии. Но в последнее время дизель стал более качественным, для него стали использовать различные присадки. В результате на нашем рынке стало появляться все больше дизельных версий новых моделей автомобилей.
К сожалению, одна из лучших идей, которая успешно применяется в ряде европейских стран, до сих пор остается лишь в мечтах многих автолюбителей. Она заключается в том, чтобы в стоимость бензина включить транспортный налог, тем самым освободив людей от дополнительного общения с налоговой службой. А также это будет на руку тем, кто использует автомобиль редко. Не говоря уже о справедливой стороне вопроса – сколько ездишь, столько и платишь. Но, видимо, это предложение так и останется одним из пунктов предвыборных кампаний. Кстати, многие эксперты пророчат пусть временный, но спад цен на топливо в преддверии президентских выборов, пишет Авто.ру.
Заместитель руководителя ФАС рассказал, что в 2012 году повышение цен на бензин неизбежно. Со следующего года возрастут акцизы, причем рост их будет продолжаться ежегодно. Голомолзин заявил, что когда Россия станет производить топливо высокого качества, акцизы вновь снизятся, но в это уже верится слабо. А пока на данный момент стоимость 95 бензина вплотную приблизилась к отметке в 30 рублей. Судя по всему, к новому году мы все же перевалим через эту психологическую отметку.